ТОП-8 ФИЛЬМОВ ПРО НЕДРУЖЕЛЮБНЫХ ПРИШЕЛЬЦЕВ

Дистрибьютор WDSSPR 11 ноября выпускает в российский прокат «Прибытие», интересный опыт талантливого канадца Дени Вильнёва в жанре гуманистической фантастики про пришельцев. Мы захотели вспомнить фильмы, где прилетевшие с визитом инопланетяне не были столь дружелюбны. Речь пойдет не о громыхающих героических блокбастерах в духе «Войны миров», «Дня независимости» и «Скайлайна», красочных и не менее высокобюджетных комедиях типа «Людей в черном» и «Марс атакует!» или полицейских бадди-муви вроде «Ангела тьмы» с Дольфом Лундгреном и «Скрытых» с Кайлом МакЛокленом. Фильмы начала 1950-х об убивающих человечество минералах или спорах растений сегодня можно смотреть скорее как любопытные документы эпохи. «Хищника» и «Нечто» всегда приятно освежить в памяти, но совсем необязательно делать это здесь — они и так не особо обделены вниманием. Лучше поговорить о фильмах, оставшихся на обочине киноистории и при этом умело (или не очень) нагнетавших жуть. Некоторые из них вполне известны, некоторые достойны упоминания хотя бы за смелость попытки, а иные нельзя забыть за откровенную дичь и трэшевость происходящего, но объединяет их все одно: каждый из них может подарить читателям RussoRosso несколько приятных и волнительных минут. Или неприятных, тут как посмотреть.


«ЭКСПЕРИМЕНТ КУОТЕРМАССА» /THE QUATERMASS XPERIMENT «КУОТЕРМАСС 2» / QUATERMASS 2
(реж. Вэл
Гест, 1955, 1957)

Английский режиссер Вэл Гест ухватил гулявший по миру страх перед красной угрозой за самые жабры и блестяще снял для студии Hammer две части трилогии о похождениях профессора Куотермасса, который помогает Скотланд-Ярду и всей Великобритании бороться с враждебными инопланетными организмами.

В первом фильме ракета, которую спроектировал Куотермасс, возвращается без двух космонавтов, а третий, как водится, ничего не помнит и странно себя ведет. Профессор сразу распознает исходящую от внешне нормального мужчины опасность и, не будь дураком, догадывается использовать в борьбе с ним электричество. Фактически это вариация на тему «похитителей тел», только в единственном числе, с замечательными жуткими сценами в зоопарке и трансформацией бедного космонавта вполне в духе популярного рассказа Франца Кафки.

Во второй части фильма паранойя охватывает значительно большее пространство — в лучших сценах фильма Куотермасс бродит по завораживающему заводскому пейзажу, где производят некую синтетическую еду и собирают падающие из космоса коконы. И, надо сказать, само место, похожее на живой организм, является одной из причин того, что фильм берет за живое. Добавим торжественный саундтрек — и получим отличный образчик жанра про ужас из открытого космоса (читай: перед коммунизмом).

Третья часть, «Куотермасс и колодец», несколько проигрывает двум предыдущим. Возможно, потому что снята в цвете, но все же в большей степени из-за того, что Геста сменил Рой Уорд Бейкер, впоследствии успешно снимавший как для Hammer, так и для их главных соперников — студии Amicus (отменная хоррор-антология «Психбольница» по сценарию Роберта Блоха). У Бейкера хорошо получались зрелищные кэмповые хорроры, а Куотермассу все же больше шла тягучая паранойя Геста, пусть и кажущаяся сейчас слегка наивной.

ВТОРЖЕНИЕ ПОХИТИТЕЛЕЙ ТЕЛ / INVASION OF BODY SNATCHERS
(
реж. Филип Кауфман, 1978)

Если уж пошла речь о «похитителях тел», то первым, конечно, вспоминается классический фильм Дона Сигела по роману Джека Финнея, породивший несколько ремейков и вариаций на тему — как слабых («Пришельцы с Марса» Тоуба Хупера) и откровенно неудачных («Вторжение» Оливера Хиршбигеля и Джеймса МакТига), так и по-своему забавных («Факультет» Роберта Родригеса). Однако его ремейк, снятый Филипом Кауфманом, получился, в отличие от оригинала, не просто тревожным предупреждением о том, что «они идут!», а жутким и полным томительного ожидания прогнозом конца света. Тема, конечно, беспроигрышная, потому что затрагивает наши самые потаенные страхи: ты проснулся, а твои родные и близкие стали вдруг за ночь чужими людьми. Чужаки хотят забрать твой дом, твою женщину, а потом и твою страну! Но почему-то особенно пугающе и реалистично эта маккартистская паранойя смотрится в Сан-Франциско 1970-х годов. Кажется, что прекрасные актеры (Дональд Сазерленд, Брук Эдамс, Вероника Картрайт, Джефф Голдблюм) играют еще ярче на фоне холодных тонов и постоянного сумрака — атрибутов большинства хороших фильмов тех лет. По признанию Стивена Кинга в его книге «Пляска смерти», сцена фильма с убийством одного из вылупляющихся двойников вызвала у него рвотный позыв. Можно только посочувствовать такой чувствительности «короля ужасов», но кровь из расколотой головы «похитителя тела» льется и вправду весьма реалистично. И не забудем этот леденящий душу крик Сазерленда в финале…

«ЧУЖОЙ 2: НА ЗЕМЛЕ» / ALIEN 2 SULLA TERRA
(реж. Чиро Ипполито, Бьяджо Пройетти, 1980)

Этот итальянский рип-офф «Чужого» от дуэта Чиро Ипполито и Бьяджо Ройетти и в подметки не годится, скажем, «Зомби 2» Лучио Фульчи, своеобразному ответу «Рассвету мертвецов» Джорджа А. Ромеро. Однако вопреки всей дешевизне, сердитости и алогичности, а где-то и благодаря им, «Чужой 2: На земле» остается в памяти.

Начинается все так: из космоса прилетает капсула без членов экипажа на борту, а главная героиня фильма, спелеолог с телепатическими способностями, чувствует что-то эдакое прямо во время телевизионного интервью. Затем она находит загадочный камень, который вроде бы и является пришельцем, и отправляется с друзьями изучать пещерные лабиринты. Там их будут жестоко убивать по одному. Чуть раньше нам покажут окровавленное лицо девочки на пляже, кажется, без кожи, а в финале героине придется сразиться с чужим в здании боулинга.

Операторская работа тут ненамного лучше сценария, зато гримеры не стали экономить на красной краске при минимуме средств. К логичности повествования вообще бессмысленно придираться — в итальянских хоррорах и джалло она всегда играла третьестепенную роль. Что хотели пришельцы? Вероятно, очистить Землю от людей — в какой-то момент только этим можно объяснить пустые улицы города. Одного из незадачливых спелеологов играет режиссер Микеле Соави, а самого чужого мы так и не увидим, зато посмотрим на мир его глазами. Кстати, своей абсурдностью «Чужой 2: На земле» затмевает другую поделку из Италии на ту же тему — «Заражение» Луиджи Коцци, где сюрпризов как таковых, увы, не наблюдается.

«ЭКСТРО» / XTRO
(реж. Гарри Бромли Девенпорт, 1982)

Сюрреалистическая, кровавая и страшная сказка английского режиссера Гарри Бромли Девенпорта рассказывает о том, как отец вернулся после долгого отсутствия в семью и оказался не отцом, а непонятно кем. Мальчик помнит, что в ночь, когда папа пропал, был ветер и яркий свет, а сам папа вроде бы не помнит ничего. Мамин новый любовник негодует, сама мама в смятении, а отец семейства тем временем начинает трансформироваться в новое существо. Архетипический страх перед родителем, который гонится за собственным сыном, сменяется сценами из горячечного бреда, когда у мальчика начинают оживать игрушки: то вдруг в кадре появляется оловянный солдатик в человеческий рост, то карлик с гуттаперчевым молотком. Финал является своеобразным парафразом «Инопланетянина» Стивена Спилберга и оттого смотрится еще более странно и душераздирающе. Кого выберет мальчик: папу или маму?

Возможно, это фильм про развод, а все остальное нарисовало воображение ребенка. Режиссер снял несколько продолжений картины, похожих на кальку с «Чужого», и вот их смотреть совсем необязательно.

«ЖИЗНЕННАЯ СИЛА» / LIFEFORCE
(реж. Тоуб Хупер, 1985)

Несомненная удача Тоуба Хупера и Canon Films — англо-американский высокобюджетный проект про вампиршу из космоса по роману Колина Уилсона и сценарию Дэна О’Бэннона («Чужой», «Возвращение живых мертвецов») с музыкой Генри Манчини и потрясающими спецэффектами Джона Дайкстра, награжденного за труды призом в Ситджесе.

Большую часть фильма обнаженная красавица (Матильда Мэй), которую космонавты нашли спящей внутри кометы, разгуливает по улицам Лондона и сеет хаос и смерть. Получилось очень эффектно и оттого тем более печально, что фильм провалился в прокате. Видимо, зрителя отпугнула некоторая затянутость и чересчур обильное смешение жанров — от сай-фая и хоррора до детектива.

«ДЬЯВОЛЬСКОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ» / DEMONWARP
(реж. Эммет Олстон, 1988)

Что заставило режиссера «9 смертей ниндзя» Эммета Олстона взяться за такой сценарий? Что подвигло Джорджа Кеннеди согласиться на роль в таком фильме? Хочется думать, что не банальное желание заработать, а чувство юмора.

Группа подростков приезжает отдохнуть в лесную хижину. Там они находят мужчину (Кеннеди), который подвергся нападению йети, похитившего у него дочь. Однако снежный человек, как и вылезшие из ниоткуда зомби, всего лишь мальчики на побегушках у окопавшегося в пещере пришельца. Они даже приносят ему жертвы на убой — в одной из сцен инопланетянин вырывает у обнаженной женщины сердце. Остановить его и его зомби-конвейер можно, лишь взорвав погребенную под скалами летающую тарелку.

Дикая дичь, снятая за три копейки и, возможно, поэтому еще сильнее поражающая воображение.

«ПРИШЕЛЬЦЫ» / ALTERED
(реж. Эдуардо Санче
c, 2006)

Низкобюджетный и изобретательный триллер одного из создателей «Ведьмы из Блэр» Эдуардо Санчеса про группу друзей, поймавших пришельца, который, в свою очередь, когда-то давно похитил их для проведения опытов и мучений.

Благодатная тема — люди как подопытные свинки для инопланетян — поднималась в фильмах «Огонь в небе» Роберта Либермана (достаточно одной только этой сцены) и «Контакт» Филиппа Мора, где в Кристофера Уокена засовывали анальный зонд. Однако только в минималистичном и полном саспенса кино Санчеса люди отказываются «это терпеть». Впрочем, у зеленого человечка тоже есть друзья, которые отправляются на его поиски.

Санчес снимет еще не один фильм («Крошка Молли», «Существует», одну из новелл в альманахе «З/Л/О»), но «Пришельцы» так и остаются на сегодня его лучшим режиссерским выходом соло.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • Vladislav Severtsev

    Найс))

    Lifeforce напомнил Наташу Хенстридж и «Особь»

    • Dmitry Sokolov

      Есть немного, да. Но Lifeforce как-то поживее, и размаха больше: там и Лондонский симфонический, и массовая конвертация лондонцев в кровососущих зомби, и всякие гигантские космические корабли. Species более камерный и лицо попроще делает.

WordPress: 14.35MB | MySQL:199 | 0,730sec