ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ДЛЯ ГОПНИКОВ: «НУЛЕВОЙ» («РАЙОН ТЬМЫ»)

Арсений Гончуков 23 ноября опубликовал новый эпизод интернет-сериала «Район тьмы. Хроники повседневного зла». Сюжет каждой серии не зависит от предыдущих: объединенные в один формат мини-истории составляют, как уже писал RussoRosso, антологию социальных драм. Обращаясь к различным классам, Гончуков последовательно показывает проблемы каждого из них. Девятая, последняя на данный момент, серия называется «Нулевой».

Два первых кадра ясно определяют, какая социальная прослойка современной России станет жертвой в этот раз. Общим планом камера схватывает берег озера, у которого отдыхают три «деревенских пацана», как их обозначил режиссер еще в синопсисе, и одна девушка (стилистическая последовательность требует написать «девчонка», если не грубее). Картина идиллической природы быстро уточняется: два парня в спортивной одежде сидят на бревне и лущат семки, беззаботно застилая обслюнявленной шелухой пространство вокруг. «Слышь, Лёх, пивас-то всё», — произносит один из них, отбрасывая пустую банку куда-то в замусоренную траву. Российский зритель может легко догадаться, что следом будет предложение более агрессивного Гоши «потрясти городских», на которое, поломавшись, соглашается более тихий Лёха. Дальше персонажи, демонстрируя ненасмотренность в хорроре, спонтанно выбирают в жертвы гоп-стопа мужчину с лопатой возле «мерседеса». Разговор с потенциальным лохом поначалу не предвещает ничего особого, но тон подозрительного персонажа резко меняется, как только в порядке угрозы Гоша произносит: «Ты о смерти вообще думал? Я вот думал».

<
>

Арсений Гончуков, обеспечив финансовой независимостью полный контроль над своими фильмами, работает как самостоятельный автор. Две постоянно интересующие его темы — это социальные проблемы и экзистенциальный кризис в пограничных ситуациях, прежде всего — в столкновении со смертью. Стремясь донести свои идеи до разных групп и одновременно хорошо владея кинематографической техникой, Гончуков высказывается на разных языках. Стоит сравнить, скажем, его работу с длинными кадрами и молчанием в фильме «Последняя ночь» (2015) с нарочито развлекательным форматом «Района тьмы». Первый очевидно предназначен для фестивальной публики, второй — для широкой аудитории интернет-пользователей. В последних двух сериях «Района» Гончуков, уже завоевавший признание (у канала шоу на YouTube больше восьми тысяч подписчиков, а количество просмотров разных эпизодов колеблется примерно между 70 и 165 тысячами), начинает допускать и более сложный язык высказывания. Если в восьмой серии схема повествования перестает быть линейной, то в девятой персонажи начинают открыто говорить терминами экзистенциальной философии. Перед лицом смерти, оказывается, возможно «совершить поступок», а пограничная ситуация открыто называется освобождающей. Именно в этом смысле следует понимать заголовок «Нулевой», где ноль означает свободу от какого-либо предзаданного содержания. Свой месседж Гончуков проговаривает через персонажей без малейшей иронии, не позволяя свести тему к интеллектуальному заигрыванию. Это серьезный разговор с широкой аудиторией (может, с теми же гопниками, почему бы и нет!), который становится возможным благодаря сознательной манипуляции техникой сюжетного и визуального повествования.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 14.27MB | MySQL:201 | 0,618sec