«Морбиус»: Фильм-инвалид, но не фильм-супергерой

С «Морбиусом» сразу не заладилось. Выход картины в прокат задерживали неоднократные переносы и досъемки. В прессе активно муссировались слухи, что постановка не удалась. Геннадий Гусев доказывает, что это тот самый случай, когда слухи оказались правдой, а жалеть о том, что российская премьера до сих пор не состоялась, не приходится.


«Морбиус» / Morbius (2022)
Режиссер: Даниэль Эспиноса
Сценарий: Мэтт Сазама, Берк Шарплесс
Оператор: Оливер Вуд
Продюсеры: Ави Арад, Лукас Фостер, Мэтт Толмач


Владеющая правами на героев из фильмов о Человеке-пауке кинокомпания Sony Pictures Entertainment первоначально намеревалась создать собственную медиафраншизу и составить конкуренцию кинематографической вселенной Marvel. Однако после неудачи в прокате сиквела «Нового Человека-паука» Sony переосмыслила выбранное направление и решила объединиться со студией Кевина Файги.

Картину об одном из антагонистов Человека-паука снял Даниэль Эспиноса – шведский постановщик чилийского происхождения, автор крепких боевиков «Шальные деньги» и «Код доступа «Кейптаун», а также незатейливого космического триллера «Живое».

С «Морбиусом» сразу не заладилось. Выход картины в прокат задерживали неоднократные переносы и досъемки. В прессе активно муссировались слухи, что постановка не удалась.
Действительно, фильм вышел далеким от высоких образцов жанра. Визуально произведение выглядит не самым привлекательным образом: спецэффекты кажутся устаревшими (использован странный эффект размытия, который хоть и отсылает к исходным комиксам о Морбиусе, на экране смотрится не очень органично), хореография поединков поставлена топорно, клишированные персонажи перемещаются из одной скучной локации в другую и обратно, а предсказуемый сюжет развивается чрезвычайно медленно – такое ощущение, что лента идёт не полтора часа, а все три.

История о трансформирующемся в кровожадного вампира биохимике Майкле Морбиусе (Джаред Лето) пестрит многочисленными роялями в кустах и очевидными сюжетными ходами.

Страдающий редким заболеванием крови мужчина в надежде оправиться от тяжёлого недуга проводит опасные эксперименты с летучими мышами-вампирами. Его усилия дают результат, но не совсем такой, как ожидал Майкл. Лекарство дарует исцеление, но одновременно с этим превращает героя в вампира. Когда о произошедшем узнает его давний, пораженный той же болезнью суррогатный брат Люсиан (Мэтт Смит), события выходят из-под контроля.

Мрачная постановка не ориентируется на какой-то конкретный источник легенд о вампирах. Морбиус Эспиносы — симбиоз подходов «научного» и мифологического. Персонаж появляется на свет в результате слияния ДНК летучей мыши и человека, но заимствует некоторые черты у Дракулы Брэма Стокера и архетипических вампиров из традиционной европейской мифологии.

Во-первых, Морбиус склонен к резким перепадам настроения. В фильме эта его особенность обусловлена необходимостью питаться кровью. Во-вторых, в приступах ярости протагонист фактически перестаёт быть человеком, превращаясь в свирепое дикое животное. С другой стороны, в такие моменты он совсем не похож на утонченных белокожих созданий из легенд. Герой выглядит как первоклассный атлет, обладает способностями к эхолокации, двигается с запредельной скоростью и может левитировать.

Противостояние персонажей Лето и Смита намечено пунктирной линией. Почему Люсиан, которого Морбиус любовно называет Майло, встал на сторону зла, почти никак не комментируется. Люсиан сходит с ума от доставшейся ему сверхсилы. Его превращение из рефлексирующего инвалида в жуткого монстра происходит в мгновение ока и предельно буднично.

Напротив, главный герой успешно противостоит желанию отведать свежей крови. Нам предлагается поверить, что Морбиус наделен недюжинной силой воли, ведь не зря в одной из прологовых сцен показывают, как ученый отказывается от заслуженной Нобелевской премии. «Человек подобных жизненных принципов обладает большой внутренней силой», — как бы говорят нам создатели ленты.
В «Морбиусе» всё сделано на таком же примитивном уровне. Во времена наделения супергеройских произведений метафоричностью и новыми смыслами творение автора «Номера 44» выглядит нелепым анахронизмом.

Используя давно изжившие себя образы фантастического кино – переметнувшегося на сторону зла вчерашнего друга, попавшей в беду и становящейся любовным интересом протагониста красавицы, отвечающих за юмор второстепенных героев, – предельно упрощая сюжетные линии и характеры персонажей, а также возводя в абсолют не слишком изобретательные экшн-сцены, Даниэль Эспиноса снял посредственный фильм. Его «Морбиус» больше похож на анемичную версию персонажа Джареда Лето, нежели чем на его супергеройский вариант.

Share on VK
Геннадий Гусев

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 11.93MB | MySQL:103 | 0,942sec