ЧУЖОЙ: ПУТЕШЕСТВИЕ
18 июля исполнилось тридцать лет со дня выхода «Чужих». Мы вспоминаем, как создавалась одна из самых главных космических франшиз в истории и какие изменения произошли во вселенной ксеноморфа за прошедшие годы.
В 1974 году мир увидел режиссерский дебют Джона Карпентера — черную комедию «Темная звезда» про злого инопланетянина. Фильм представлял собой трэшевую зарисовку о надувном шаре на куриных ножках, учиняющем различные безобразия на одноименном космическом корабле. Типичный пример кино категории «Б». Картина была встречена даже не то чтобы плохо, а просто никак. Карпентер вернулся к космической теме лишь спустя восемь лет, сняв ремейк «Нечто из иного мира» (реж. Кристиан Найби, а по некоторым слухам — Ховард Хоукс, 1951) и воздав должное science fiction horror.
В создании «Темной звезды» принимал участие еще один неудовлетворенный результатом новичок — написавший сценарий и исполнивший одну из главных ролей мастер по спецэффектам Дэн О’Бэннон. Для него история о злых инопланетянах, уничтожающих космические корабли со всем экипажем, стала наваждением и поворотным моментом в карьере. Переписывая «Темную звезду», О’Бэннон стремился создать более серьезный и по-настоящему страшный фильм и постепенно пришел к образу ксеноморфа. Получившийся сценарий «Чужого» был предложен Ридли Скотту, только что прогремевшему в Каннах с «Дуэлянтами» (1977), и так началась история.
«Чужой» отличался от «Темной звезды» не только тоном и эволюцией зловредного инопланетянина — до неузнаваемости изменилась и команда протагонистов. В «Звезде» речь шла о трех инфантильных астронавтах-неудачниках, уничтожавших незнакомые планеты при попустительстве отправивших их в космос ученых. Ксеноморфу же предстояла схватка с группой профессионалов, а абстрактные безалаберные ученые превратились в не менее страшную, чем сам Чужой, корпорацию «Вейланд-Ютани».
Несмотря на то что картина обладала крайне низким бюджетом и планировалась как еще один фильм категории «Б», Скотт действовал без обычного для индустрии пренебрежительного отношения к делу. На съемках он использовал нетрадиционные приемы. Одной из проблем стала планета, на которой экспедиция обнаруживает яйца ксеноморфов. Локация представляла собой небольшой макет с горами не выше колена — снимать движение в такой ситуации было практически невозможно. Позаимствовав у одного из членов съемочной группы набор для домашнего видео, Скотт придумал для персонажей скафандры с нагрудными камерами. В итоге сцены передвижения по планете мы видим глазами оставшегося на корабле Эша, который наблюдает трясущуюся картинку с монитора.
Для каждого из героев была прописана собственная предыстория от рождения до погружения на корабль «Ностромо». Несмотря на то что байки о детстве капитана Далласа или история дружбы Бретта и Паркера так и остались нерассказанными, актерская игра и прорисовка характеров выделили «Чужого» из ряда других картин. Экспозиционные сцены с пробуждением и завтраком запоминаются не меньше ужасающих моментов появления ксеноморфа в очередном узком проходе. Персонаж Сигурни Уивер стал кивком в сторону жанра слэшера: лейтенант Элен Рипли — это последняя девушка 2.0, с ходу выделяющаяся четким следованием правилам и стойкостью характера. Изначально Скотт собирался отказаться от хэппи-энда: в финале Чужой должен был откусить Рипли голову, разрушив надежды на продолжение фильма, но продюсеры настояли на (относительно) счастливой развязке.
Выход на экраны «Чужих» (1986) позволил Джеймсу Кэмерону, преданному фанату оригинального фильма, написавшему в свое время аналог сценария «Чужого» под названием «Мать», расширить представление зрителя о законах и устройстве будущего. Будущее, правда, нехило напоминало настоящее: сухой официоз финансовых магнатов, равнодушных к судьбе экипажа «Ностромо» и жизням своих подчиненных вообще, непробиваемая бюрократия и самое главное — образ морской пехоты.
Во время работы над сценарием Кэмерон черпал вдохновение из картин вроде «Рэмбо», но по идейному посылу «Чужие» гораздо лучше предваряют вышедшую на экраны спустя год «Цельнометаллическую оболочку». Лишенные уважения к противнику, а потому значительно недооценивающие его способности, бравирующие своей силой морпехи, будучи брошенными на произвол судьбы, становятся легкой добычей орды ксеноморфов — чем не политическое заявление о войне во Вьетнаме? Чтобы подчеркнуть связь происходящего на экране с реальными событиями, главным проводником корпоративного зла Кэмерон делает не напоминающего все тех же инопланетян из «Вторжения похитителей тел» (реж. Дон Сигел, 1956) андроида, а человека из плоти и крови.
Когда речь зашла о третьей части, студия «Двадцатый век Фокс» в течение немалого времени обдумывала, в какой уголок вселенной Рипли отправиться дальше. Среди самых ярких предложений оказалась космическая версия СССР, расположенная на огромной песчаной планете. Однако дебютировавший тогда режиссер Дэвид Финчер пришел к выводу, что подобная история к началу девяностых уже потеряла свою актуальность. В итоге он был вынужден снимать фильм, используя разрозненные элементы уже построенных декораций. К тому же без сценария и какого-либо опыта. Из-за возникших проблем со студией фильм вышел в двух версиях с разницей примерно в треть экранного времени.
Согласно задумке Финчера, вышедший в 1992 году «Чужой 3» должен был завершить серию. Но, вопреки протестам продюсеров и (спойлер) даже гибели последнего ксеноморфа и самой Рипли, проект был продлен на четвертый и, что было ожидаемо, самый слабый фильм серии — «Чужой: Воскрешение» (1997). Режиссером проекта выступил французский мастер черной комедии Жан-Пьер Жёне. Его картину, правда, в лучшем случае можно было назвать пародией на предыдущие эпизоды.
Вселенная «Чужого», как известно, не ограничивается историей о борьбе Рипли и ее клона с ксеноморфом. Существует также кроссовер с другой известной франшизой — «Чужой против Хищника» (реж. Пол У. С. Андерсон, 2004), пришедший из комиксов серии Dark Horse. Этот фильм и продолжающий его «Чужой против Хищника: Реквием» (реж. Колин и Грег Штраусы, 2007) являются приквелами. Затем появилась и предыстория от самого Ридли Скотта — «Прометей» (2012). Во всех трех картинах, как и в первых трех частях «Чужого», одним из антагонистов (а то и главным злодеем) выступает корпорация «Вейланд-Ютани». Это основанный в начале 2010-х годов финансовый монстр, который в «Воскрешении» выкупает существующая и в нашем мире сеть супермаркетов Walmart (которая в Штатах действительно считается апогеем зла, но по другим причинам).
Именно «Вейланд-Ютани» постоянно выступает причиной всех злоключений главных героев: то корпорация жертвует кораблем «Ностромо», то подставляет морскую пехоту, и все — в одержимой погоне за собственным экземпляром ксеноморфа для военных разработок. Как мы узнаём из приквелов, корпорация не всегда была ориентирована исключительно на поиск прибыли. В течение XXI века «Вейланд-Ютани» несколько раз финансировала научно-антропологические экспедиции, в том числе для исследования происхождения человеческой расы.
Согласно «Прометею», человечество, как и ксеноморфы, было создано некой высокотехнологичной внеземной цивилизацией, которую персонажи фильма называют «инженерами». Инженеры намеренно оставляли свидетельства о своем существовании, чтобы в случае достижения нашей цивилизацией зрелости (обретения способности преодолевать скорость света), мы могли с ними связаться. Однако оказавшись разочарованными результатами человеческой деятельности, инженеры приняли решение уничтожить свое творение, для чего и были созданы ксеноморфы.
По официальной хронологии серии события кроссоверов, включающие в себя намеки на ацтекские культуры, не входят в таймлайн. Ридли Скотт свой фильм с ними не соотносил. По словам сценариста «Прометея» Дэймона Линделофа, режиссера оскорбляла сама идея сообразовать сюжет с «Чужим против Хищника». Сиквел «Прометея» под названием «Чужой: Завет» планируется к запуску 4 августа 2017 года. Фильм должен будет рассказать о ранних космических колониях и расширить наше представление о взаимодействии между людьми и космосом. Полет продолжается.