КАК БЫСТРО ТЫ ПЛАВАЕШЬ? ТОП-10 ФИЛЬМОВ УЖАСОВ ПРО АКУЛ

Дети человеческие ищут собственное превосходство в книжках, а некрофагию маскируют под мясоедство, игнорируя тот факт, что природа уже создала свой идеальный организм. Он не нуждается в дополнительной шлифовке и уже миллионы лет живет на планете, практически не меняясь. Акулы — своего рода ксеноморфы морей и океанов, не знающие себе равных. Маскирующая окраска, выдвигающаяся челюсть, постоянно меняющиеся зубы, обтекаемость, плакоидная «броня», острейшее обоняние, боковая линия, возможность восприятия инфразвука, электро- и магниторецепция, легкие хрящи вместо тяжелых костей. Анатомия акул делает их властелинами среды, в которой они обитают. А человек в море даже не пища, а лишь дрейфующий кусок водоросли. И, если судить по акульим хоррорам, он прекрасно об этом осведомлен. RussoRosso подобрал для вас десять фильмов о хрящевых рыбах. Мы выстроили их не по художественной ценности, а по видовой принадлежности: один фильм — один вид акулы. Такая схема позволит поближе рассмотреть различных представителей этого надотряда, охватить широкий ассортимент кинопродукции — от вечной классики до самых захудалых бишек — и не прогневить акульего бога Дакувангу. Так что сделайте глубокий вдох — и поплыли.


«ОТКРЫТОЕ МОРЕ» / OPEN WATER
(реж. Крис Кентис, 2003)

За плечами супружеской пары кинематографистов Криса Кентиса и Лоры Лау была всего одна полнометражка — драма Grind (1997). Для своей второй работы они решили обратиться к более привычной для себя теме. Оба были заядлыми дайверами, поэтому история Тома и Эйлин Лонерган, которых по ошибке забыли в Карибском море да так и не нашли, зацепила Криса и Лору за живое. Сценарий Кентис накропал быстро, а вот со съемками пришлось повозиться: денег-то не было. После того как поскребли по сусекам семейного бюджета, получилась сумма примерно в 130 000 долларов, половину из которых немедленно потратили на известного акульего пастуха Стюарта Коува: безопасность прежде всего. Так что исполнителям главных ролей Блэнчард Райан и Дэниэлу Трэвису пришлось провести порядка 120 часов рядом с самыми настоящими карибскими рифовыми акулами. Рыбки эти не очень большие по акульим меркам — всего 3,5 метра, — но могут хорошенько куснуть, особенно если их разозлить (например, тыкать в них подводным ружьем). Но Коув свое дело знал, и актеров акулы не беспокоили. Лишь одна невоспитанная барракуда ущипнула Райан за ногу, что впоследствии было обыграно в фильме.

На выходе у Кентиса и Лау получилась достаточно мощная и депрессивная картина, которую они загнали Lionsgate за два с половиной миллиона долларов на фестивале «Сандэнс». А те, в свою очередь, наварили на прокате чуть больше 54 миллионов, так что все остались довольны.

Звезды фильма, карибские рифовые акулы (Carcharhinus perezii), за пределами кинематографа активно используются человеком в пищу. Кроме того, на них неплохо зарабатывают в сфере экотуризма: аттракцион «Кормление акулы в естественной среде обитания» приносит солидные барыши. Реалистичное изображение этих рыб — еще один плюс «Открытого моря». Дело в том, что акулы (и не только Carcharhinus perezii) на людей нападают очень редко. Человечина недостаточно жирная, чтобы тратить столько энергии на охоту. Поэтому большая часть несчастных случаев связана либо с банальным любопытством, либо с тем, что акула перепутала человека со своей привычной добычей (например, тюленем). У акулы нет рук, которыми можно ощупать предмет, поэтому она изучает все новое и интересное с помощью так называемого исследовательского укуса. К сожалению, человек — существо хрупкое, и зачастую его первая встреча с нею оказывается последней. Кстати, откушенный кусок акулы зачастую выплевывают: невкусно же.

«ГЛУБОКОЕ СИНЕЕ МОРЕ» / DEEP BLUE SEA
(реж. Ренни
Харлин, 1999)

На подводной станции «Акватика» ученые пытаются создать лекарство от болезни Альцгеймера. Ключевой ингредиент — мозговое вещество акул-мако. До создания полноценного лекарства остается всего один шаг, поэтому ученые не слишком терзают себя этическими проблемами и безыдейно увеличивают мозг подопытных с помощью великих познаний в генетике. Все идет гладко, пока акулы не начинают использовать внезапный приток мозгов, превращая подводную станцию в шведский стол.

Горячий финский парень Лаури Мориц Харьола (в миру Ренни Харлин) стабильно снимал прибыльное кино, пока в середине 1990-х не стало жарко. Сначала он срежиссировал «Остров головорезов» (1995), который провалился столь громко, что вместе с отрицательным сальдо на дно пошла и компания Carolco. Через год Ренни поставил «Долгий поцелуй на ночь» (1996), что примечательно, также с Джиной Дэвис, и картина также провалилась в бокс-офисе, даром что не так эпично. И несмотря на это, когда Warner Bros собрались снимать хоррор про акул за 60 миллионов, его доверили именно Харлину. На этот раз все получилось: «Глубокое синее море» не только отбило бюджет, но и собрало 100 миллионов сверху. А по прошествии лет многие позволяют себе ставить именно это кино на второе место акульих ужасов после «Челюстей» (1975). И, надо сказать, не без оснований.

В «Глубоком синем море» очень приятный и удобный концепт: есть и социальный заряд (безнравственность науки, дополнительные сомнения в девизе «Цель оправдывает средства»), и зрелищные кадры (мако, разбивающая армированное стекло с помощью человека, привязанного к носилкам, — это сильно), и оправдание любой нереалистичной ситуации (акулы-то с генетическими читами!). Кроме того, по сценарию гибли совершенно не те, чью смерть предрекали зрители, и совершенно не в те моменты, в которые ожидалось. Сейчас, возможно, «Глубокое синее море» уже не столь эффектно в этом аспекте, но в 1999-м фильм легко вызывал напряжение уже тем, что отходил от стереотипов вроде «черный умирает первым». Кроме того, у картины более чем приятный каст (Томас Джейн, Стеллан Скарсгард, Сэмюэл Л. Джексон, Майкл Рапапорт, ЭлЭл Кул Джей) и весьма неплохие для конца прошлого тысячелетия спецэффекты. А уж что касается умения держать напряжение, тут Ренни Харлин маху еще не давал.

Над главной проказницей фильма также хорошенько поработали. Акула-мако — одна из самых ловких на планете. Большинство акул хладнокровные, но некоторые — в том числе мако и большая белая — частично теплокровные, что позволяет делать им скоростные рывки. Будучи настоящим воплощением сил природы, мако славятся своей мощью, независимостью и агрессивностью. Известно множество случаев, когда эти акулы атаковали заплывшего в их охотничьи угодья человека и даже нападали на лодки. Также они совершенно не приспособлены для жизни в аквариуме: еще ни одна мако не прожила в неволе больше пяти дней.

Максимальная зарегистрированная длина акулы-мако составляет 4,5 метра, поэтому в фильме компьютерным двойникам этих хищных рыб нарастили не только мозг, но и мускулы. Генномодифицированные особи в «Глубоком синем море» достигают длины более 13 метров, а весят больше трех с половиной тонн, то есть они в три раза тяжелее реальных мако. Настоящие машины для убийства.

«ПЕСЧАНЫЕ АКУЛЫ» / SAND SHARKS
(реж. Марк Аткинс, 2012)

Властям крошечного островного города Уайт Сэндс страсть как хочется запустить собственный фестиваль наподобие «Коачеллы», чтобы поднять ватерлинию городской казны и почесать собственные амбиции. Благо необходимый антураж имеется: море, солнце, пляж… Но бизнес-план рушат невесть откуда взявшиеся доисторические песчаные акулы. Вместо того чтобы чинно плавать в море, как их нормальные потомки, эти бестии рассекают спинными плавниками песок и нападают на тусовщиков там, где те чувствуют себя в безопасности. Войну доисторическим тварям объявляют пухлый шериф Джон Стоун, сын мэра Джимми Грин и видный специалист по акулам Сэнди Пауэрс (нет, это не порноимя). Но проблема растет в размерах буквально на глазах, когда выясняется, что атакующие Уайт Сэндс пятиметровые песчаные акулы — это всего лишь новорожденные малютки, а где-то в недрах песка плавает их рассерженная и голодная мамка.

Видимо, сама идея фильма основана на названии Carcharias taurus — обыкновенной песчаной акулы, которую в английском языке часто кличут песчаным тигром. Творение Марка Аткинса изо всех сил пытается удержаться на плаву за счет занятной концепции, сомнительного качества гэгов, харизмы Корина Немека и внешних данных Брук Хоган (родной дочери Халка Хогана, если помните такого). Занятно, но и Немек, и Хоган уже имели опыт боевых действий против хрящевых рыб: Корин играл ученого Майка Олсена в «Бешеных акулах» (2005), а Брук на пару с Кармен Электрой сражалась с двухголовой акулой в «Угрозе из глубины» (2012). Но несмотря на все попытки смотреть «Песчаных акул» достаточно тяжело: компьютерные модели рыб выжигают глаза, а повествованию не хватает вальяжно-наплевательской легкости «Акульего торнадо». Единственная заслуживающая внимания попытка самоиронии — это апелляция к Роджеру Корману.

Что же касается реально существующих песчаных акул, то в отличие от своего кинематографического «предка» они совсем неагрессивные существа, достаточно большие (от 2 до 3,2 метра), но нападают на человека крайне редко. Легко размножаются в неволе и уживаются с другими видами акул и с рыбками вообще, поэтому их частенько можно встретить в океанариумах. Вместо того чтобы соответствовать стереотипам и сокращать популяцию рода человеческого, эти существа сами потихоньку вымирают. Загрязнение водоемов, целенаправленный и случайный улов привели к серьезному уменьшению числа песчаных акул, и в ряде регионов они охраняются на государственном уровне.

«АКУЛИЙ ТОРНАДО» / SHARKNADO
(реж. Энтони Ферранте, 2013)

Название этой картины настолько самодостаточно, что отпадает всякая необходимость в подробном синопсисе. Подхваченные торнадо акулы обрушиваются на Лос-Анджелес вместе с ураганом «Дэвид», а сильнейший дождь, заливающий улицы, расширяет охотничьи угодья хищных рыб. На фоне этих событий в прошлом крутой серфер, а ныне владелец бара Фин Шепард вместе с дочерью и бывшей женой, а также корешем Базом, импозантной официанткой Новой и местным алкоголиком Джорджем пытаются выжить.

Современный кинематограф насчитывает достаточное количество примеров фильмов категории so-bad-it’s-good, но именно студии Asylum, кажется, удалось выработать формулу, как снимать такие картины специально. Иные фильмы пытаются фаршировать сами себя гэгами, чтобы, не дай бог, не сделать серьезную мину, но «Акулий торнадо» пошел дальше. Начиная от названия и заканчивая финальной сценой, картина выстебывает сама себя и каноны жанра, не забывая кланяться и подшучивать над Стивеном Спилбергом. Поэтому, несмотря на душераздирающие компьютерные спецэффекты (визитная карточка Asylum), убивающую все живое операторскую работу и кривой монтаж, Sharknado смотрится на ура — атмосфера делает свое дело. И не будем забывать про радующий глаз каст: звезда «Беверли-Хиллз 90210» (1990–2000) Йен Зиринг, Тара Рид, Джон Хёрд и австралийский тасманийский завсегдатай бишных хорроров Джэйсон Симмонс.

Фильм появился на канале SyFy и прошел без какой-либо помпы. Но уже на следующий день началось активное обсуждение «Акульего торнадо», и чирикали о нем не только зрители, но и не последние в кинематографе люди вроде Оливии Уайлд и Уила Уитона. После такого паблисити канал провел второй показ, который собрал у телеэкранов на 35 % зрителей больше, чем положено. А третий установил рекорд для SyFy, который не побит по сей день. Волна хайпа оказалась столь сильна, что под давлением общественности организовали ограниченный показ фильма и оперативно наладили производство футболок и прочего мерча. Настоящий современный культ, выросший, как водится, в одночасье буквально из ничего.

Что до показанных акул, то в фильме засветились тигровая, большая белая, акула-молот и парочка рыб поменьше. Со стопроцентной уверенностью тыкнуть пальцем в экран и назвать вид достаточно сложно: на нормальную прорисовку моделей у создателей денег не было.

«АКУЛЫ МАЛИБУ» / MALIBU SHARK ATTACK
(
реж. Дэвид Листер, 2009)

У берегов Малибу происходит подводное извержение вулкана, в результате которого пробуждаются доисторические представители рода скапаноринх. Извержение и спровоцированное им землетрясение порождают цунами, накрывающее близлежащий пляж. В результате группа спасателей и строителей оказывается в ловушке один на один с оголодавшими древними хищниками.

Malibu Shark Attack — очередной акулий хоррор, сделанный по заказу SyFy. В отличие от более громогласных бишных коллег, данная картина не пытается совмещать жуткое и комичное, вынуждая зрителя отсматривать весь хронометраж на сложных щах. И в этом, пожалуй, главный промах: бюджет не позволяет развернуться (компьютерные рыбы практически не появляются с актерами в одном кадре), сюжет вторичен и состоит исключительно из жанровых клише. В таких условия чрезмерная серьезность лишь добавляет монотонности. Единственное, чем могут похвастаться «Акулы Малибу», — акулы-домовые вместо набивших оскомину кархародонов да Пета Уилсон, маячащая на заднем плане.

Акула-домовой является живым ископаемым и безо всяких извержений вулканов. Выглядит она, мягко говоря, необычно: массивное розовое тело (из-за просвечивающих сквозь полупрозрачную кожу кровеносных сосудов), увенчанное длинным выростом и клювовидной выдвижной пастью с острыми зубами. В длину эта рыба достигает 3,5 метров, что делает ее потенциально опасной для человека, однако на практике эти два животных практически не встречаются: акула-домовой предпочитает плавать на глубине около километра и ниже. На сегодня об этих рыбах известно крайне мало: ученые еще даже не определились с примерным количеством особей. Как знать, может, оно и к лучшему. А то решат, что она им позарез нужна, и повылавливают всех до единой.

«МЕГАЛОДОН» / MEGALODON
(реж. Пэт Корбитт, 2002)

Несмотря на многочисленные предупреждения биологов, бездушный нефтяной концерн устанавливает в Северной Атлантике монументальную вышку «Колосс». Едва начав работать, сотрудники обнаруживают донную пещеру, за которой скрывается никем не потревоженная часть океана с собственной экосистемой. Помимо неизвестных науке видов рыб и медуз из расщелины выплывает мегалодон — сверххищник времен плиоцена.

Будучи одним из первых фильмов о древней акуле, картина Пэта Корбитта в то же время не обременяет себя не только художественностью, но и развлекательными составляющими. А меж тем «Мегалодон» даже имел какие-никакие амбиции: на главную женскую роль звали Наташу Хэнстридж и Фамке Янссен (обе, разумеется, щедрое предложение отвергли), а фильм собирались демонстрировать в кинотеатрах, но никто его так и не выкупил. У картины второстепенный каст, убогий CGI, детский рейтинг PG-13, темные и невыразительные декорации, но это еще полбеды. Даже то, что есть, Корбитт и Ко не смогли достойно показать. Динамика фильма способна вогнать в кому даже абсолютно здорового человека, а заглавного мегалодона показывают лишь к 50-й минуте. При том что весь хронометраж без титров составляет 105 минут. Но и на экране рыба отказывается делать что-либо интересное: вальяжно плавает да иногда играется с батискафами. Зато финальные титры растянули аж на 17 минут.

Меж тем вымерший мегалодон был одной из самых больших тварей, когда-либо бороздивших водные просторы нашей планеты. Палеонтологи полагают, что акула вырастала до 18 метров и весила до 47 тонн. Самые большие найденные зубы мегалодона имели длину 20 см. Считается, что именно этот сверххищник является прародителем современного кархародона (большой белой акулы).

«12 ДНЕЙ СТРАХА» / 12 DAYS OF TERROR
(
реж. Джек Шолдер, 2004)

Все современные стереотипы об акулах и их образ в массовой культуре сводятся к тем злосчастным 12 июньским дням 1916 года. До 1 июня все заголовки газет были посвящены мировой войне, аномальной жаре и эпидемии полиомиелита, но в один момент их вышвырнули в середину, а первые страницы отдали нападению акул. В течение 12 дней их было зафиксировано аж пять, погибло четыре человека (включая 12-летнего мальчика по имени Лестер Стилвелл). Страх моментально перерос в панику, а паника эволюционировала до масштабов национальной истерии быстрее, чем покемоны под камнем эволюции. Так за 12 дней акулы из больших рыбок превратились в машину для убийства людей, а ихтиологи всерьез задумались о том, что о хрящевых рыбах-то они ничего толком не знают. Эффект был столь велик, что вдохновлял людей и через 60 лет. В частности, нападение акул у побережья Нью-Джерси было одним из событий, подвигших Питера Бенчли на написание бестселлера «Челюсти». Даже американцы из progressive sludge/post-metal-коллектива Giant Squid не удержались и записали массивную EP под названием Monster in the Creek с фотографией ручья Матаван (где произошли два нападения) и инструментальным треком Lester Stillwell.

В 2004-м канал Discovery снял посвященный упомянутым событиям фильм под названием «12 лет страха» на основе одноименной книги Ричарда Ферниколы. Несмотря на общепознавательный характер картины, тяготеющей к докудраме, у руля посадили Джека Шолдера, известного по хоррору «Скрытые» (1987) и сиквелам к «Кошмару на улице Вязов» (1985) и «Исполнителю желаний» (1999). Выправить фильм это не слишком помогло, но тут уже вопрос к сценарию. Картина, хоть и обстоятельно переходит от одного задокументированного события к другому, во главу угла все же ставит прямого, как стальной прут, протагониста в исполнении Колина Эглсфилда. А заодно и назначает ответственной за все страдания одну-единственную белую акулу.

Многие исследователи вопроса сильно сомневаются, что нападения были совершены кархародоном. Дело как раз в упомянутых происшествиях в пресноводном ручье Матаван. Белые акулы пресную воду жалуют не слишком, зато тупорылая акула (она же акула-бык) регулярно заплывает в реки, ручьи и на мутное мелководье. Кроме того, она известна своей агрессивностью и не стесняясь цапает все, что дергается у ее морды. Но оставим это на совести сценаристов Джеффри Рейнера и Томми Ли Уоллеса (который, кстати, снял третий «Хэллоуин» (1982) и «Оно», 1990), а про себя пометим этот фильм силуэтом акулы-быка.

«ТИГРОВАЯ АКУЛА» / ¡TINTORERA!
(реж. Рене Кардона-мл., 1977)

История этого фильма уходит корнями в 1975 год, когда вышла в печать книга Рауля Браво Tintorera про тигровых акул, которые «спали» у берегов Исла-Мухерес. Когда-то сеньор Браво был известным мексиканским пловцом, участвовавшим в Олимпийских играх, но потом забросил профессиональный спорт ради дайвинга и подводных съемок. Снимать акул на пленку у него выходило даже лучше, чем месить воду в бассейне, и со временем он стал известным на весь мир специалистом. В частности, Рауль был гидом Жака-Ива Кусто и выполнял подводные съемки в «Лицензии на убийство» (1989) с Тимоти Далтоном.

В 1977-м году книга Браво попалась на глаза Рене Кардоне–младшему, одному из самых известных мексиканских трэшеделов. Мир тогда еще не оправился после «Челюстей», и ушлый Рене сразу смекнул, что на волне хайпа по акульему хоррору можно подзаработать. Связавшись с Браво, Кардона навострил лыжи в Канкун, куда также выписал своего любимчика Уго Стиглица и звезду «Соломенных псов» (1971) Сьюзен Джордж.

Правда, вышел у Кардоны не акулий хоррор, а длиннющий (126 минут) нерукотворный памятник свингующим 1970-м. То ли Рене изначально не собирался делать фильм ужасов, то ли девушки в бикини его с панталыку сбили, но из-под его пера вышла запредельная история про богатого Стивена, который приезжает в Канкун отдохнуть и влюбляется в английскую туристку Патрицию. Однако ее уводит местный мачо Мигель. Между двумя мужчинами вспыхивает вражда, каковая, впрочем, быстро проходит после исчезновения Патриции. Стивен с Мигелем становятся друзьями: днем охотятся на акул, а вечером — на девушек. Так все и продолжается, пока они не знакомятся с еще одной англичанкой — Габриэллой, которая признает только свободные отношения и спит то со Стивеном, то с Мигелем, то с обоими. Фильм так бы и остался документалкой про прелести полигамии, если бы тигровая акула не слопала Мигеля. После этого знакового события Стивен клянется отомстить морской хищнице.

Все бы хорошо, да как таковой тигровой акулы в фильме уделено минут десять, не больше. Остальной хронометраж подробно изображает, как Стивен с Мигелем обедают, разговаривают и спят с девушками. Говоря по чести, обнаженная женская грудь попадает в кадр много чаще, чем Карибское море, не говоря уж о его обитателях. Акул там Кардона вообще не снимал: большая часть подводных съемок позаимствована из документальных работ Рауля Браво. А дополнительные сцены пожирания людей сеньор Браво доснял лично. Но в единое полотно все склеено так здорово, что сразу и не скажешь. В своем варварстве мексиканцы недалеко ушли от итальянцев, поэтому все убитые в фильме рыбы настоящие.

Вот и получается, что несчастные зрители были вынуждены смотреть полуэротическую драму с геноцидом рыб вместо фильма ужасов. Американцы с таким положением вещей мириться не собирались и для дистрибуции в Штатах хорошенько порезали «Тигровую акулу», оттяпав ни много ни мало 40 минут. Картине это пошло только на пользу в плане динамики, но зрелищности не прибавилось. Но что вы хотите от фильма, где роль самой большой тигровой акулы исполняла полутораметровая кроха?

«ЦИКЛОН» / CYCLONE
(реж. Рене Кардона-мл., 1978)

Через год после Tintorera Кардона-младший снял survival flick под названием «Циклон». Фильм повествует о двух группах персонажей: одни летят на самолете, другие катаются на катере. Мощный шторм вынуждает самолет приводниться, а катер выбрасывает в открытое море. Ближе ко второй половине фильма две группы соединяются в одну и вместе решают насущные вопросы: где добыть еду и воду. А дальше идут каноны: споры, ссоры, потеря удочки, убийство собачки ради еды, каннибализм… А под конец, когда зритель уже уверен, что всех спасут, свои коррективы в количественный показатель персонажей вносят серо-голубые акулы.

Вдохновленный в большей степени «Спасательной шлюпкой» (1944) Хичкока, нежели спилберговскими «Челюстями», на ряде постеров «Циклон» все же щеголяет изображениями акул. И это гораздо в большей степени оправданно, чем в случае с «Тигровой акулой»: сцен с хрящевыми рыбами тут немного, зато они вносят бодрящую струю напряжения, что, собственно, от них и требовалось. За подводную съемку у Кардоны вновь отвечал Рауль Браво: кому еще в Мексике снимать акул, как не ему?

Вообще, 2,5-метровая серо-голубая акула крайне редко нападает на людей. Эти рыбы живут вдали от берега, соответственно, вероятность их встречи с человеком крайне мала. А вот люди, напротив, быстро распробовали мясо серо-голубой красавицы, да и акульи плавники всегда ценились. И не будем забывать про спортивную рыбалку. Серо-голубые акулы живородящи, средний помет насчитывает около семи акулят, которые созревают очень долго (по рыбьим меркам): самцы достигают половой зрелости только к 14 годам, а самки — к 16. Незаметно с 1970-е по 1990-е годы люди снизили популяцию серо-голубых акул на 2/3. Ну и кто тут машина для убийства?

«ЧЕЛЮСТИ» / JAWS
(реж. Стивен Спилберг, 1975)

Наконец, вот он: фильм, изменивший все. Отец летних блокбастеров и прародитель всех акульих хорроров. После этой картины акулы были навсегда заклеймены как бич человечества, а большая белая акула — как генерал армии людоедов. При очень серьезном бюджете (для далекого 1975-го) в семь миллионов долларов «Челюсти» принесли своим создателям 260 миллионов в американском бокс-офисе, став первой в истории кинематографа картиной, которой покорился 100-миллионный рубеж. В мировом прокате лента собрала 470 миллионов, что считается отличным показателем даже сейчас, а в те годы было настоящей сенсацией. Фильм получил целую кучу наград, включая три «Оскара», две премии «Сатурн» и «Золотой глобус». Саундтрек к «Челюстям» мгновенно узнаваем и неоднократно обыгрывался (например, в NES-игре Snake Rattle ‘n’ Roll). Фраза «Нам понадобится лодка побольше» стала одной из самых известных хоррор-цитат.

И, конечно, без «Челюстей» не было бы этого топа: если бы не один кудрявый американец с моделью большой белой акулы, нам просто не о чем было бы писать. Грубо говоря, в восторге от этой картины остались все, кроме самих акул.


За 2016 год зафиксирован 161 эпизод нападений акул на человека по всему миру. Из них 13 нападений закончились летальным исходом. Для сравнения: в одной только Российской Федерации в 2015-м 23 114 человек погибло в ДТП. Дорогие читатели, наслаждайтесь хоррорами, но не делайте из акул монстров. Купаясь в море или океане, вы находитесь в гостях. А акулы — у себя дома. Эти животные были отшлифованы миллионами лет эволюции, и сама природа выдала им лицензию на убийство. Но поскольку щупальца человечества опутывают не только континенты, но и водоемы, именно акулы нуждаются в вашей помощи и поддержке. Не наоборот. Да хранит вас Дакуванга.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter