«РЕЙД: ПУЛЯ В ГОЛОВЕ»: НЕ НАДОБНО ИНОГО ОБРАЗЦА, КОГДА В ГЛАЗАХ ПРИМЕР ОТЦА

Сегодня в отечественный прокат выходит индонезийский экшн «Рейд: Пуля в голове». RussoRosso нашел в фильме недостатки, но в целом представляет, что это кино можно воспринимать и как кровавый атракцион.


«Рейд: Пуля в голове» / Headshot (2016)

Режиссеры: Кимо Стамбол, Тимо Тьяджанто
Сценарий: Тимо Тьяджанто
Оператор: Юнус Пасолан
Продюсеры: Синдзиро Нисимура, Вики В. Олиндо, Майк Уилуэн и другие
Дистрибьютор в России: Cinema Prestige (в прокате с 20 апреля)


Тело помятого, но живого человека прибивает к берегу индонезийского захолустья. Пролежав два месяца в коме, мужчина, нареченный Исмаилом (в честь героя самой известной книги Германа Мелвилла), приходит в себя, но не помнит ни своего имени, ни рода занятий. В то же самое время из тюрьмы сбегает некий господин Ли, более известный по своему прозвищу Отец из ада, и вот он-то как раз знает о прошлом молодого человека всё. И приложит все силы, чтобы добраться до Исмаила.

Кимо Стамбол и Тимо Тьяджанто — весьма продуктивный индонезийский дуэт, специализирующийся на хоррор-продукции: творения заокеанских Чука и Гека давно известны не только в Юго-Восточной Азии, но и в США и Европе. И при виде их имен на афише вкупе с Ико Уайсом разум невольно рисует в голове «Рейд» (2011) или хотя бы «Мерантау» (2009), только с обилием кровищи. И боев, и густой красной жидкости в «Пуле в голове» предостаточно, однако это, мягко говоря, не то, что ожидает зритель.

Не стоит даже пытаться избежать разговоров и сравнений с Гаретом Эвансом. Во-первых, потому что сами прокатчики ссылаются на американского режиссера, добавив к более-менее аутентичному переводу названия «Пуля в голове» обобщающее «Рейд» (сразу вспоминаются VHS-времена, когда любой фильм со Стивеном Сигалом назывался просто «Нико» с циферкой). Во-вторых, Headshot сам без устали цитирует то «Мерантау», то дилогию Эванса, порой даже покадрово.

Для тех, кто не в курсе: Гарет Эванс — это янки, которого наняли снимать документалку про силат, а он под влиянием выверенных движений Ико Уайса и индонезийской психогеографии преисполнился намерением снять экшн. Из этого намерения сначала вышел «Мерантау» — душевный, драматичный и в то же время очень сочный боевик, — а затем и «Рейд», поднявший планку экшн-флика до недостижимых высот. Сиквел «Рейд 2» (2014) получился чуть более смазанным по динамике, зато с хореографией, о которой могут мечтать не только американцы, но и Тони Джа вместе с Юэнем Ву-Пином. Именно на эти картины ссылаются Тимо и Кимо, безыдейно копируя движения, ситуации, кадры, сюжетные ходы. Порой кажется, что все три картины Эванса просто соединили в одну, в переходах поставив фирменный слоумо с вылетающими изо рта нитками крови. Однако по духу «Пуля в голове» ближе к «Девственницам из ада» (1987) и прочему индонезийскому эксплотейшну — для полноценной (пусть и дешевой) картины творению дуэта Стамбол-Тьяджанто не хватает лишь чувства динамики Эванса и роскошной хореографии Яяна Рухьяна (тут за постановку боев отвечал лично Уайс с корешами под вывеской Uwais Team, и получилось, прямо скажем, негусто).

При целенаправленной аутопсии «Пуля в голове» начинает расползаться, словно мосье Вольдемар из рассказа Эдгара По. Сюжет не катит. Поведение персонажей в конкретных ситуациях еще можно описать, но объяснить — никак нет. Саундтрек поначалу прокачивает шустрыми барабанами, а затем пускается в такое вязкое подобие пост-рока, что в сравнении с ним suicidal black metal звучит почти весело. А какие тут диалоги — ммм! Да и кинематография подкачала: ряд сцен заблюрен в лучших традициях «мыльного кинца» от PlayStation, сцена со льющейся изо рта кровью крупным планом на десятый раз вызывает неконтролируемый смех (сразу вспоминаются Стюарт Хоум и Тони Уайт), а хронометраж в 120 минут — это ни в какие ворота.

Однако стоит вспомнить старый добрый местный эксплотейшн 1970-80-х, как все стразу встает на свои места: и дурь, и диалоги, и сюжет — и картина в мгновение ока превращается в веселый кровавый аттракцион на любителя. Правда, двухчасовую продолжительность даже этим оправдать нельзя: не иначе как Арифин Чу’унк решил провести время с семьей, вместо того чтобы поработать ножницами.

Но есть у «Хедшота» и своя прелесть. Например, в фильме отличная кровища — густая и вязкая, — а также удачные мейкап-эффекты. А в ракурсах и общих планах отчетливо ощущается рука местных жителей, для которых все эти доки, грязные пляжи, пессимистичные улицы и их неумытые обитатели не просто кусочек ландшафта, а родные края. Они выросли среди всего этого, и первая же панорама вам это докажет.

«Рейд: Пуля в голове» на поверку оказался очень нишевым фильмом для ценителей экспло из Юго-Восточной Азии. Своего зрителя эта лента развлечет на раз-два, но пришедших на сеанс фанатов «Рейдов» и Уайса ждет тяжелая и продолжительная фрустрация. Посему ответственное и честное самоопределение — ключ к успеху. Тем же, кто не может отнести себя ни к первой, ни ко второй категории, нужно идти однозначно: шатающаяся индонезийская бишка может стать чуть ли не самым интересным экспириенсом за несколько месяцев. И потом когда еще вы увидите нечто подобное на большом экране?

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 14.08MB | MySQL:224 | 0,565sec