«НЕВЕСТА»: СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ ОБИТАТЕЛЕЙ СТАРОГО ДОМА
Завтра в российский прокат выходит «Невеста» — новый хоррор от режиссера Святослава Подгаевского («Владение 18» (2014), «Пиковая дама: Черный обряд», 2015). RussoRosso уже готов поделиться впечатлениями от просмотра и рассказать, что вышло из очередной попытки отечественных кинематографистов снять фильм ужасов с национальным колоритом.
«Невеста» (2017)
Режиссер: Святослав Подгаевский
Сценарий: Святослав Подгаевский
Оператор: Иван Бурлаков
Продюсеры: Владислав Северцев, Дмитрий Литвинов, Заур Болотаев
Дистрибьютор в России: «Каропрокат» (в прокате с 19 января)
Молодожены Настя (Виктория Агалакова) и Иван (Вячеслав Чепуренко) на следующий же день после свадьбы отправляются в затерявшийся где-то в лесной глуши особняк: здесь живут, отгородившись от мира, родственники жениха по своим — малопонятным современному человеку — правилам. Лиза (Александра Ребенок), сестра Ивана, хочет, чтобы гости задержались и провели свадебный обряд в соответствии со старым семейным обычаем. Хотя поначалу эта затея не вызывает протеста у Насти (в отличие от Ивана), вскоре ей приходится изменить свое мнение, поскольку ее новая семья далеко не так безобидна, как кажется.
Хорроры в России снимают регулярно, но действительно удачных картин в этом жанровом сегменте за последние полтора десятка лет, мягко говоря, немного. «Невеста» здесь скорее исключение, чем правило: фильм на удивление цельный, без режущих глаз недостатков, хотя и до лучших образцов жанра ему далеко. Главное, что удалось Подгаевскому (здесь он не только режиссер, но и сценарист), — рассказать простую, но эффектную страшную историю, в которой все основные элементы стоят на нужных местах. Важнейшее достоинство фильма — атмосферность: хотя основная локация всего одна, обыграна она очень и очень хорошо. Огромный старый дом состоит из множества комнат, тайных проходов и скрытых пространств, где очень легко потеряться, и, глядя на него, запросто можно поверить, что здесь обитают призраки. Отдельный плюс — сама Невеста, многие появления которой выдержаны в лучших традициях «Звонка» (2002) и «Астрала» (2010) (смотревшие последний фильм, вероятно, не смогут избежать ассоциаций с одним из постоянных персонажей франшизы Джеймса Вана). Да, фильм использует только стандартный жанровый инструментарий, но он работает, и довольно-таки неплохо.
Здесь самое время напомнить, что российские фильмы ужасов до нынешнего дня остаются глубоко локальным явлением. На этом фоне «Невеста» едва ли не единственный пример того, как можно снять картину, черпающую вдохновение в национальной традиции, но при этом выполненную по международным, универсально понятным любому поклоннику жанра стандартам. Это, пожалуй, наиболее серьезная попытка российского хоррор-кинематографа сыграть на одном поле с другими национальными школами, пусть и не лишенная недостатков.
Кстати, о недостатках. Временами механика фильма дает сбои, которые легко заметить при минимальном напряжении воображения и логики. Здесь речь даже не о шаблонности основных персонажей (это вряд ли можно отнести к серьезным просчетам, учитывая сам контекст истории), а о парочке очевидных примеров lazy screenwriting, один из которых особенно бросается в глаза ретроспективно, когда сюжет раскрывает все свои секреты. Но, к счастью, «Невеста» — тот самый случай, когда положительное впечатление от фильма как целого остается хорошим даже при наличии частных недоработок и промахов.