НОЧЬ НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА «НЕВЕСТА», ИЛИ КАК СНИМАЮТ РОССИЙСКИЕ ХОРРОРЫ
Сегодня в России наблюдается бум по созданию фильмов ужасов — ну никак мы своей жизни без мистики не видим. Да и слишком привлекательные перспективы открывает этот жанр для продюсеров: короткий съемочный процесс, актеров можно снимать неизвестных, спецэффектов и серьезных декораций не нужно — как следствие и бюджетов внушительных не требуется.
Предложение попасть на съемки фильма «Невеста» стало для меня полнейшей неожиданностью. В усадьбу Братцево мы приехали небольшой группой журналистов — это было 21 августа, первый день съемок, во время которого киношники собирались переснять свой тизер, на этот раз расширенный. Его более упрощенную версию создатели уже показывали на питчинге в «Фонде кино» — презентация проекта прошла успешно, и продюсеры получили от государства необходимую сумму денег на его реализацию. Новый же тизер будет использован как в самой картине, так и в промо-материалах, которые будут показаны на различных кинорынках.
Перед началом съемок мы стали свидетелями традиционного разбития тарелки, после чего все сразу принялись за работу. Первой сценой стал проезд кареты, запряженной лошадьми, где для пущего эффекта кинематографисты использовали квадрокоптер — устройство, позволяющее снимать сцены не только в движении, но еще и с необходимой высоты.
Пока техническая группа перетаскивала оборудование на другую локацию для продолжения сцены с проездом кареты, мне удалось пообщаться с одним из продюсеров проекта Владиславом Северцевым. Он рассказал, что разработка сценария ведется с конца прошлого года и туда до сих пор при необходимости вносятся существенные правки. Сама история родилась из заметки в журнале «Вокруг света» за 2009 год, посвященной русским свадебным обрядам. Сюжет фильма будет развиваться параллельно на двух разных временных отрезках. Современная история расскажет о молодой семейной паре, которая отправляется на родину жениха, чтобы познакомиться с родственниками, где с невестой начинают происходить мистические события. А в конце XIX века зрители познакомятся со злом во плоти. Продюсеры, думая о возможных перспективах международного проката, помогли съемочной группе воссоздать на площадке готическую атмосферу, близкую европейской и американской публике, для чего было использовано огромное количество дыма для спецэффектов. Приятно, что создатели не делают ставку только на рисованную «страшилку» или гениально загримированного актера, а пытаются совместить их на экране.
Главный человек на площадке, режиссер Святослав Подгаевский, с каждым новым часом становился все активнее и озорнее. Он показал себя настоящим мастером своего дела, эрудитом, хорошо разбирающимся в жанре. Неспроста продюсеры решили доверить «Невесту» именно Подгаевскому, ведь он один из немногих профессионалов в российской киноиндустрии, четко понимающих жанр, в котором они работают, способный за копейки создать интересное кино. Его последняя картина «Пиковая дама: Черный обряд» в прошлом году побила в России все возможные рекорды по кассовым сборам среди отечественных хоррор-фильмов. Создатели отмечают, что хотят с помощью «Невесты» помочь режиссеру преодолеть присущую ему «болезнь роста» и свести к минимуму количество клише в новой работе.
Пока мы общались, киногруппа работала над сценой приезда кареты к дому барина, интересной в основном появлением массовки и использованием компьютерной обработки, позволяющей скрывать в кадре современность и немного корректировать фон. Далее по сюжету барин выпрыгивает из кареты и с помощью слуг тащит одну из своих крестьянок на кладбище, которое в это время неподалеку мастерит техническая группа. Хотя оно и было выстроено схематически, но из-за специфики ночной работы смотрелось очень реалистично. Там и происходили съемки всех оставшихся эпизодов, включая убийство одного из героев. Апофеозом процесса стали похороны, на которых хотелось бы остановиться подробнее, но не могу же я рушить магию кино, да и парочку сюрпризов надо оставить до проката.
Рассвет нас встретил дождем, а затем по земле расстелился совершенно сказочный туман, что пришлось для съемок очень даже кстати. Все эти кареты, гробы, покойники и кладбища запараллелились в моей голове с «Сонной лощиной» Тима Бертона, «Вием» Олега Степченко и выходящими этой зимой «Вурдалаками» Сергея Гинзбурга. Хочется верить в то, что возможный успех «Невесты» поможет сдвинуть с мертвой точки проекты по экранизациям наших классиков — Толстого, Гоголя, Куприна и других, которые тоже не чурались готики и страшных историй.
В завершении также хочется выразить огромную благодарность съемочной группе и лично Владиславу Северцеву за приглашение на площадку и интервью. Буду надеяться, что мне еще удастся подробнее рассказать вам о проекте, пока же известно, что фильм хотят доснять до зимы. Продюсеры ориентируются на двадцать семь рабочих смен, чтобы успеть подготовить спецэффекты и выпустить «Невесту» в прокат уже следующей весной — ориентировочно в марте.