Ужас, красная армия и расстройства психики. 7 фактов о «самом страшном мультфильме СССР»

Ужас, красная армия и расстройства психики. 7 фактов о «самом страшном мультфильме СССР»

До 70-х эстонская анимация была исключительно кукольной. Рейн Раамат первым из таллинфильмовцев взялся за рисованные истории, а в 1980 году мир вздрогнул от поступи его «Большого Тылля». С тех пор уже сорок лет в адрес автора поступают как традиционные упрёки в употреблении веществ и жестокости, так и признания в эстетской любви. «Тылль» не вылезает из топов «самых пугающих мультфильмов», а, судя по комментариям в соцсетях, поколение тик-тока уже успело познакомиться с эстонским великаном, а значит Раамат продолжает будоражить народные массы. А мы побудоражим вас фактами о создании фильма и о его влиянии на настроение окружающих.

1.

Раамат не выдумал «Большого Тылля» просто «из головы» – написанный им сценарий основан на эстонской легенде о богатыре-земледельце с острова Саарема, который никому не желает зла, но готов прийти на помощь народу в трудную минуту.

Несмотря на особую популярность Тылля именно как героя мультфильма, он до сих пор известен на родине сам по себе. В Эстонии встречаются огромные уличные фигуры Тыыля и его супруги Пирет, не похожие на персонажей Раамата. Имя Тылля носит первый эстонский ледокол «Суур Тылл», спущенный на воду в 1914 году.

2.

Ключевую роль в визуальном решении «Тылля» сыграл художник Юри Аррак, которого Раамат привлёк к сотрудничеству после того, как работа, проделанная другими художниками, показалась режиссёру стереотипной. Об этом он говорит в эссе «О живописи в рисованном фильме» из книги «Мудрость вымысла» (издательство «Искусство», 1983):

Я хотел найти совершенно новое проблемное решение, ибо традиционное создало бы лишь иллюстрации к легенде. «…», Тогда я обратился к художнику Юри Арраку, творческой почерк которого оригинален и близок к тому строю, в котором мне виделось решение фильма. Большим преимуществом тут было то, что Аррак создал оформление в свойственной ему индивидуальной манере. Оно удовлетворяло меня полностью. За невероятно короткий срок художник создал мир старинной легенды, образы героев и предложил максимально точное решение. Причём абсолютно избежал какого бы то ни было стереотипа.

О художественном пространстве, созданном Арраком, Раамат отзывается как о «легендарном», а эффект от совместной работы оказался потрясающим. Через пару лет в таллиннском издательстве «Периодика» вышла книга для детей «Большой Тылль» с текстом легенды в изложении Раамата и рисунками Аррака. Она позволяет детальнее ознакомиться с сюжетом практически бессловесного мультфильма и увидеть мир «Тылля» в формате книжной иллюстрации.

3.

Одна из особенностей «Большого Тылля» – насыщенные, тревожные цвета, прежде всего обилие алого и его оттенков. Это привлекло внимание цензоров – почему в «Тылле» так много красной краски? Наполнение основного государственного цвета СССР зловещим содержанием не поощрялось. Но Аррак, нашёл, что ответить: «Кровь есть кровь – не молоко же льётся, когда отрубают голову!»

4.

По тем же идеологическим соображениям войско, с которым сражается Тылль, не могло быть красным – пришлось сделать его фиолетовым. А дальше случилась неожиданность: мультфильм снимался и размножался на плёнке не лучшего качества, поэтому фиолетовый понемногу выцветал. Через какое-то время армия недругов сама собой сделалась красной.

5.

И ещё о красках. Цензоров насторожили чёрно-бело-голубые глаза Тылля, совпадающие по цвету с полосками на флаге Эстонии, тогда запрещённом. Но Аррак и здесь нашёлся с ответом – объяснил, что рисовал глаза Тылля со своих. А затем, видимо, пристально поглядел на цензоров, чтобы у них не осталось сомнений в верности сказанного.

6.

Искусствовед Алексей Орлов в книге «Аниматограф и его анима» умудрился сравнить Тылля с диснеевским Гуфи, сопоставив раздвоение контуров великана в финале истории с раздвоением головы Гуфи после удара в большой колокол в короткометражке «Clock Cleaners» (1937).

Далее Орлов рассказывает об их разговоре с Рааматом о «Большом Тылле», который закончился фразой режиссёра: «Дьявол двигает вещи вперёд». Супруга Раамата пояснила, что муж имел в виду: «Одна сила никогда не может способствовать развитию. Должно быть противодействие, подвигающее к развитию».

7.

«Большой Тылль» Раамата заканчивается хотя и печально, но не без надежды на лучшее. И то же самое в книге по его мотивам:

«Умерло тело Тылля и превратилось в холм могильный, травой зелёной покрытый. Голова же была ещё жива, и он прокричал: «Коль снова враг войной на нас пойдёт, приходите, разбудите меня. Поднимусь я тогда и народу своему помогу!»

Однако в оригинале предания существует продолжение, которое иногда опускают. После того, как богатырь пообещал, в случае чего, прийти на помощь, дети решили проверить, как это работает и стали звать великана. Тылль проснулся, увидел, что над ним посмеялись и уснул снова, пообещав, что теперь больше никогда не вернётся.

Share on VK
Глеб Колондо

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
  • Александр

    По ходу такого мультика не видел в детстве. Спасибо.

WordPress: 11.98MB | MySQL:111 | 1,549sec