Уве Болл: Лучшие и неоднозначные фильмы «худшего» режиссёра
22 июня день рождения отметил Уве Болл, человек-мем. Часто о нём говорят лишь плохое, вспоминая неудачи. Эта несправедливость подтолкнула Артёма Петрова написать материал о лучших фильмах автора, чтобы показать, что за его репутацией скрывается интересная творческая личность, тонко чувствующая проблемы общества, а среди работ можно найти действительно занятные, жёсткие и по-своему сильные проекты.
Уве Болл считается одним из худших режиссёров и чуть ли не самым презираемым среди фанатов кинематографа. Этому послужило множество причин. Благодаря использованию дыры в налоговой системе Германии, он смог снять халтурные экранизации таких знаменитых видеоигр, как: «House of the Dead», «Alone in the Dark», «BloodRayne», «Dungeon Siege», «Far Cry» и «Postal». Масла в огонь подливал довольно сложный характер Болла: грубый, резко реагирующий на критику (дошло даже до боксёрского матча с кинокритиками, на котором последние потерпели сокрушительное поражение), не боящийся высказывать свои мысли (даже если их посчитают оскорбительными) и никогда не идущий на компромиссы. Ужасная репутация привела к тому, что многие зрители так и не узнали об иной стороне творчества этого человека. О той, в которой он раскрывает себя как смелый независимый творец, не боящийся поднимать сложные вопросы и остросоциальные темы в своих работах.
Большая часть зрителей уверена, что Болл дебютировал в 2003 году с «Домом мёртвых». Сам же постановщик считает это весьма оскорбительным, ведь до этого он снял семь картин: «Германская киносолянка», «Баршель — «Убийство в Женеве?», «Одержимость», «Первый семестр», «Ханжа», «Сумрак Разума» и «Сердце Америки». Первые пять выглядят как обычные любительские поделки, в которых начинающий деятель кинематографа ищет свой стиль. Из них заслуживают особого внимания лишь «Одержимость» и «Ханжа». Первый повествует о страдающем от одиночества человеке, постепенно сходящем с ума и начинающем убивать. Именно здесь впервые исследуется психология массового убийцы, и в последующих кинолентах данный архетип персонажа будет очень часто фигурировать. Из-за неопытности и малого бюджета данную работу легко спутать с творчеством андеграундного мастера, специализирующегося на шок-контенте. Дешевизна, минимальное количество диалогов, обилие долгих планов, откровенный сексуальный контекст и ультранасилие. Впрочем, будущий «худший» режиссёр и сам признаётся, что намеренно сделал фильм чересчур претенциозным, так как намеревался завершить карьеру.
Более качественное развитие темы массовых убийств было получено в 2000-м году в телевизионном фильме «Ханжа». На первый взгляд, это обычный криминальный триллер, выполненный в стиле телесериала «Коломбо». Два детектива разыскивают серийного убийцу, и под подозрение попадает циничный брокер в исполнении Каспера Ван Дина. И если первая половина соответствует всем клише жанра, то вторая предлагает обилие шок-контента, в котором антагонист превращается в самое настоящее воплощение финансового кризиса, разрушающее как людские жизни, так и финансовые системы. Проблема «Ханжи» заключается в том, что он вышел не в своё время. Наиболее актуален был бы выход в 2008-м году, и в этом случае кинолента могла показать ироничный взгляд на непростую экономическую ситуацию в мире, но Уве опередил своё время… сам того не понимая.
Когда Мировой Финансовый Кризис всё же наступил, Уве не обошёл его вниманием и раскрыл проблему в «Нападении на Уолл-стрит». То, что выглядит как третьесортный боевик с Домиником Перселлом, на самом деле является драмой, поднимающий вопросы социальной несправедливости глазами незначительной личности, чья жизнь была в одночасье разрушена действиями финансистов. Так как терять теперь больше нечего, бывший законопослушный гражданин превращается в антигероя, стремящегося хоть как-то исправить сложившуюся ситуацию. Если не для себя, то хотя бы для других людей, у которых есть хотя бы минимальный шанс на счастливую жизнь. Но что может сделать один человек, ранее служивший в армии и имеющий в своем распоряжении огнестрельное оружие? Только навести порядок радикальными методами.
К 2002 году наиболее острой стала проблема скулшутинга. Кинематографисты решили прервать молчание и выдали сразу несколько картин: «Пиф-паф, ты — мёртв» (реж. Гай Ферленд), «Когда смолкли выстрелы» (реж. Пол Ф. Райан), «Боулинг для Колумбины» (реж. Майкл Мур) и «Сердце Америки» (реж. Уве Болл). В отличие от остальных, Уве Болл не стал ограничиваться исследованием тем подростковой жестокости, а затронул сразу всё: безразличие родителей и учителей, наркотики, подростковую беременность. Малого хронометража не хватило, чтобы раскрыть всё, а потому на фоне вышеперечисленных «Сердце Америки» может выглядеть наиболее слабым фильмом, но зато Болл смог раскрыть центральную тему и доходчиво объяснить в чём состоит проблема, в отличии от политиков и СМИ, которым куда проще в очередной раз обвинить видеоигры и кинематограф.
Отдельное место в сердцах немногочисленных фанатов занимает трилогия «Ярость», рассказывающая историю разочарованного в современном обществе неудачника Билла Уильямсона. Винящий людей во всех современных проблемах, он вооружается до зубов и начинает уничтожать всех, кому не посчастливилось оказаться у него на пути. Через Билла, режиссёр выражает всё своё недовольство современным капиталистическим обществом и предлагает варианты исправления ситуации, пока за это не возьмутся радикалы. Сиквелы развивают идею. Правда, если вторая часть не только справляется с задачей, но и превращается в отличный камерный триллер, то вышедший в 2016 году триквел проигрывает практически во всём. Проблемы с финансированием и постоянная переписка сценария сделали фильм очень сырым. Из-за многочисленных пустых и бессмысленных диалогов и плохо поставленного экшна картину можно было бы включить в список худших, если бы не завершающая историю концовка.
Волнует Уве Болла и проблема человеческого выживания. На что готов пойти человек? Большинство уверены, что смогут сохранить не только свою жизнь, но и человеческое достоинство. Но чаще всего вторым как раз и жертвуют. «Сумрак разума» и «Стоик: Выжить любой ценой» пытаются наглядно отразить проблему, но каждая по своему. Первая представляет психологический триллер про преступника, столкнувшегося со своими внутренними демонами. Чувство вины преследует героя, заставляя страдать от совершённых поступков. В свою очередь инстинкт выживания не позволяет принять ответственность, заставляя виновника всеми силами избегать наказания. Столь сильный внутренний конфликт способен свести с ума, заставляя совершать странные и необдуманные поступки, а то, что можно принять за плохое качество съёмки, отлично передаёт нереалистичность мира глазами сломленного и запутанного разума.
«Стоик: Выжить любой ценой» более реалистичен, так как рассказывает историю четырёх заключённых, отбывающих срок в одной камере. С одним происходит неприятность, и остальные трое начинают издеваться над ним, постепенно переходя через точку невозврата. «Стоик» исследует вопросы взаимоотношения в коллективе и стадный инстинкт. Ради собственного выживания или выгоды люди готовы отринуть любые принципы и пойти на требования толпы, даже если это противоречит их морали. Через сцены насилия Уве Болл пытается вызвать отвращение у зрителя к подобному роду мышления. Безысходность сложившейся ситуации отлично подчёркивает камерность происходящего и отличная актёрская игра. Среди актёров наиболее выделяется Эдвард Ферлонг, но и менее известные коллеги не блекнут на его фоне. В стремлении к реализму актёрам было позволено много импровизировать, благодаря чему их речь не воспринимается как набор заранее заученных реплик.
Все затрагиваемые вопросы массово перетекают в один, но глобальный — войны и мировые кризисы. Лучшее всего его отразил «Дарфур: Хроники объявленной смерти». Картина рассказывает о том, как американские журналисты становятся свидетелями геноцида африканцев со стороны арабского населения в Судане. Это самая мрачная, жестокая и недооценённая работа в фильмографии Уве. В свойственной себе манере, он не стал скрывать все ужасы геноцида, а показал его во всех подробностях. Более того, «Дарфур» и есть отражение той реальности, которую зритель не хотел бы видеть вне экранов. И она заключается в том, что не везде найдутся герои, способные остановить произвол и спасти жизни невиновных людей. А если они и найдутся, то вероятнее всего проявление героизма будет жестоко подавлено, а виновные в преступлении останутся безнаказанными. А раз геноцид до сих пор существует, то человечество не усвоило никаких уроков прошлого и вряд ли уже когда-нибудь усвоит.
Продолжил Уве Болл рассуждать о геноциде в «Освенциме». Эта работа способна оттолкнуть многих зрителей, но не столько своим шокирующим содержанием, сколько технической составляющей. В рамках эксперимента в одних и тех же декорациях одновременно были сняты три фильма в сеттинге Второй Мировой войны. «Бладрейн 3» и «Блюбарелла» просмотру не рекомендуются, так как они как раз представляют то, за что постановщика ненавидят, а вот третья кинолента получилась осмысленной. Часть картины снята в документальной манере. Она включает в себя комментарии режиссёра и интервью с обычными школьниками, которые пытаются объяснить своё представление о злодеяниях нацистов. Все остальное — показ тех самых преступлений. Так Уве напоминает, что подобное не стоит забывать. Человек — хозяин своей судьбы. И пока он помнит, то риск повторения происходящего существенно снижается. За такой посыл уже хочется простить режиссёру все вышеперечисленные недостатки.
Вышедший в 2007 году «Туннели смерти» в очередной раз отражает все ужасы Вьетнамской войны. Плохим проект назвать нельзя, как минимум, из-за отличного сценарного приёма, в котором отсутствует главный протагонист, а весь ужас придётся наблюдать глазами малоопытных и напуганных солдат, вынужденных соревноваться с вьетконговцами в тактике партизанской войны. Последние являются в этом деле мастерами. Проблема картины лишь в том, что Болл опоздал с выходом на много лет. Если «Дарфур» выглядит свежим и оригинальным за счёт редкости поднимаемой темы, а «Освенцим» привлекает своим посылом, то война во Вьетнаме освещалась в кинематографе очень часто, и по ней вышло множество работ, ставших классикой американского кино. На их фоне «Туннели» выглядят просто неплохой военной драмой категории B.
Не было забыто и увлечение постановщика боксом, только теперь оно направлено в более мирное русло. «Макс Шмелинг: Боец Рейха» рассказывает историю знаменитого немецкого боксёра, ставшего спортивным лицом Третьего Рейха и не разделяющего взгляды руководства. Её можно с уверенностью назвать недооцененной спортивной драмой, ведь мало того, что бои максимально приближены к реализму, так ещё и главную роль исполняет Генри Маске, бывший чемпион мира по боксу в тяжёлом весе. Несмотря на отсутствие опыта в актёрском ремесле, он отлично выглядит не только в привычном ему амплуа боксёра, но и за пределами ринга. Макс в его исполнении получился весьма неоднозначным и колоритным. Уверенный в себе чемпион, стремящийся покорить вершины спорта в самый тяжелый исторический период родной страны старается сохранять достоинство и оставаться хорошим человеком.
Лучшая работа в жанре хоррор — «Сид: Месть восставшего», гибрид слэшера и жёсткого эксплуатационного кино. Через показ реальных кадров убийств животных в начале, зритель настраивается на нелицеприятное зрелище, после чего происходит знакомство с главным антагонистом Сидом. На первый взгляд он олицетворяет собой классический образ маньяка. Громила с изуродованным лицом, которое он прячет за маской. Если же попытаться изучить его психологию, можно осознать, что это чистое воплощение зла. Настолько сильное, что даже доктор Лумис мог моментально забыть о существовании Майкла Майерса и пуститься в погоню за новым маньяком. В отличии от своих «коллег по цеху», для Сида не имеет значение кого убивать. Мужчины, женщины, дети — се они будут в скором времени гнить в подвале у безумца. Так возникает очень сильная атмосфера мрака и безысходности, способная погрузить зрителя в пучину депрессии.
Существует фанатская теория, согласно которой Сид отражает внутреннюю ярость самого Уве, обратившего гнев на человечество за критику своих работ. Это предположение можно оспорить, ведь жестокость маньяка направлена на всё человечество, а не на кинозрителей, которые только смотрят фильмы и не делают ничего полезного. Да и через несколько лет режиссёр в ироничном ключе высказался о своём творчестве и хейтерах в «Постале», считающимся единственной достойной экранизацией видеоигры в его фильмографии. В этом нет ничего удивительного. Созданный студией Running with Scissors первоисточник представлял собой сатирическое произведение с довольно жёстким чёрным юмором, высмеивающим многие проблемы общества. В сценарном плане работу нельзя назвать идеальной. Изменён сюжет и характер центрального персонажа, отсутствуют отображения некоторых геймплейных элементов. Всё остальное — обычные отсылки. Зато удалось передать безумный дух и атмосферу тотального хаоса, которыми игра и славилась. Болл выбрал идеальный объект для экранизации, ведь у него довольно схожее чувство юмора с разработчиками из Running with Scissors.
Другая примечательная работа в плане хоррора — «Беспощадный шторм» с Люком Перри в главной роли. Но в отличие от «Сида», он не дарит тех же сильных эмоций. Камерный триллер про семью, приютившую у себя раненого незнакомца. Простой сюжет удалось разбавить наличием мистической и религиозной составляющей. Они несут второстепенное значение и должным образом раскрываются ближе к концу фильма, но помогают скрыть некоторые дыры в сюжете и внести определённую дополнительную долю саспенса.
Можно ли после всего перечисленного назвать Уве Болла плохим режиссёром? Определение «неоднозначный» подойдёт ему лучше всего. Помимо откровенно мусорных картин, в его фильмографии много достойных работ, содержащих очень сильные и важные посылы, которые многие не способны (да и не хотят) осознавать. Более того, из недостатков вытекают достоинства этого человека. Он не боится высказывать своё мнение, а потому готов снимать картины на темы, которые многим кажутся неприятными, даже если они не принесут никакого дохода. Более того, у него прослеживался талант находить денежные средства, создавать чаще любого андеграундного мастера и даже приглашать на главные роли известных артистов.
К сожалению, из-за роста стриминговых сервисов и смерти рынка DVD Боллу стало сложнее находить финансирование. После неудачной третьей части «Ярости» он был вынужден уйти в отставку и посвятить всё своё время развитию ресторанного бизнеса, о в 2022 году фильмография режиссёра пополнилась картиной «Ханау (Германия зимой — Часть 1)». Сиюминутная слабость или второе дыхание — покажет лишь время.