Режиссерский комментарий: «Обитель зла»
С момента выхода первого фильма «Обитель зла» прошло уже 15 лет. Его премьера состоялась 12 марта 2002-го в Лос-Анджелесе, а 18 июля того же года кино добралось и до российского проката. По случаю завершения франшизы RussoRosso собрал интересные факты, рассказанные режиссером Полом У. С. Андерсоном, продюсером Джереми Болтом, актрисами Миллой Йовович и Мишель Родригес и специалистом по спецэффектам Ричардом Юричичем для издания на дисках.
- Джереми Болт (продюсер фильмов «Сквозь горизонт» (1997), «Солдат» (1998) и «Яма», 2001) не только спродюсировал «Обитель зла», но и сыграл в трех эпизодах (двух зомби и ученого корпорации). Болт часто снимается в фильмах Пола У. С. Андерсона, но обычно его вырезают, потому что он «очень зажатый, плохой актер». Однако из него вышел прекрасный зомби, «потому что в жизни он двигается так же».
- Актер Джейсон Айзекс, уже работавший с Болтом и Андерсоном в «Солдате», читает закадровый текст в начале фильма, но в титрах не указан.
- Специалист по спецэффектам Ричард Юричич работал над фильмами «2001 год: Космическая одиссея» (1968), «Бегущий по лезвию» (1982) и «Близкие контакты третьей степени» (1977), а вместе с Андерсоном — над фантастическим хоррором «Сквозь горизонт».
- «Обитель зла» — независимое кино, а не студийное, поэтому создателям приходилось идти на разные жертвы, чтобы остаться в рамках бюджета.
- Андерсон любит соотношение сторон экрана 2,35:1, но ощущения клаустрофобии было удобнее добиться с соотношением 1,85:1. Режиссер выбрал его в том числе потому, что хотел включить в фильм больше крупных планов лиц.
- Кинематографистам прошлось искать человека, который бы мог управлять «электронными руками» в начале фильма. Руководить таким аппаратом сложно, а поднять им что-то почти невозможно.
- Все вороны в начале фильма были нарисованы на компьютере. Настоящих дрессированных птиц в Германии было не найти. Даже одной.
- Мишель Родригес постоянно неправильно произносила фамилию исполнительницы главной роли как «Джовович». Милла справедливо возмущалась, когда это продолжилось и после съемок: «Йовович! Йовович! Неужели это так сложно? Мы сделали кино вместе! Господи боже мой!»
- Родригес считает, что, когда в фильмах показывают, как кто-то смотрит за героями по видеонаблюдению, зрителю сразу понятно, что персонажам конец. Йовович в этих случаях рада: она обожает смотреть, когда всем хана.
- Милла Йовович обещала, что, если фильм станет хитом на DVD, она увеличит себе грудь. Мишель Родригес предложила актрисе увеличить себе задницу, если успешным станет и сиквел.
- Родригес прокомментировала сцену крушения лифта, утверждая, что если подпрыгнуть в падении, то можно спастись. Андерсон в ответ рассказал, что в детстве его лифт упал, и у него осталась психологическая травма на всю жизнь.
- По мнению Родригес, все персонажи в застрявшем лифте думали: «Ничего бы не случилось, если бы я взял больничный».
- Лифт был установлен на гидравлической системе, двигался только на два метра вверх и вниз и не мог опуститься ниже уровня пола, поэтому съемки были совершенно безопасны, хотя смотреть на процесс было страшно. Йовович заявила, что не смогла бы настолько довериться людям, чтобы сниматься в такой сцене.
- Родригес была возмущена, что Пол не показал, как девушке в лифте отрубило голову: «У нас же рейтинг R! Эй, где gore? Почему нет отрезанной головы и кровищи?!» Режиссер оправдался тем, что, если бы в фильме было чуть больше крови, он бы получил рейтинг NC-17. Еще Родригес возмутило, что в последней сцене не показали, как одного из персонажей размазало по туннелю, когда монстр лизун выбросил его из поезда. Болт мотивировал это тем, что денег не хватило, и таким образом несчастного можно будет вернуть в сиквеле: вдруг выжил?
- Каждый раз, когда Андерсон просил Юричича сделать какой-то визуальный эффект, тот его спрашивал: «Ты уверен, что это нельзя сделать по-настоящему?» Юричич считал, что визуальные эффекты не должны затмевать историю, и Андерсон согласился, что это хороший подход.
- Для кадра, где лазер рассекает голову персонажа Колина Сэлмона на части, была создана полноразмерная копия головы актера. Позже кадры с настоящей головой и разрезанной копией совместили. Андерсон специально сменил точку фокусировки, боясь получить рейтинг NC-17.
- Сцены флешбэков обработали на компьютере, и картинка была обесцвечена. Йовович считает эту информацию малозначимой: «Какая кому разница?! Там показали мой сосок! Всем плевать на цветокоррекцию! Вот насколько я отдалась картине!» Режиссер, впрочем, отмечает, что если бы Йовович действительно полностью отдалась картине, то показала бы оба соска. Он предложил ей это сделать в сиквеле, особенно если первая часть будет успешной и она увеличит грудь, как обещала. Йовович шутила, что обожает сниматься голой и наличие таких сцен обычно прописано в ее контракте. Болт парировал, что ее агент утверждал обратное.
- Особняк, в котором снимали фильм, — бывший нацистский барак, где располагался один из главных полков Гитлера (кино снимали в Берлине). Кинематографисты признались, что находиться там было жутко.
- Йовович была уверена, что песни из саундтрека никогда не попадут в чарты: «Slipknot? Хуже группы не найти!»
- Как-то в три часа ночи продюсер Бернд Айхингер привез на съемки 25 бутылок розового шампанского Taittinger в честь своего дня рождения. В итоге все ужасно напились, а Пол дико нервничал из-за того, что группа не успеет закончить работу в срок, поскольку это был последний день съемок.
- За два года до начала работы над фильмом Родригес попросила своего агента достать ей роль в экранизации Resident Evil, если вдруг ее решат запустить в производство. Вскоре она получила приглашение на собеседование с Андерсоном. Родригес сначала боялась, что режиссер окажется «придурком, ничего не знающим про игру и пытающимся срубить бабла», но он, по ее словам, детально знал первоисточник. Йовович и вовсе утверждает, что Андерсон был единственным режиссером в мире, который мечтал снять кино по Resident Evil.
- Йовович призналась, что играет с друзьями в Grand Theft Auto, а с братом — в Resident Evil.
- В Берлине кинематографистам разрешили снимать в закрытых подземных станциях и туннелях. Например, лестница в фильме настоящая. Такой подход не только позволил сэкономить много денег, но и придал реалистичности, которая, по словам Болта, очень важна для хоррора.
- Йовович считает, что это не зомби-фильм, а экшн-триллер, и ей нравится, что мертвецы не появляются в первой половине картины.
- Оператор Дэвид Джонсон старался сделать фильм похожим на игру. Родригес отмечает, что ему удалось передать ощущение, что за героями постоянно наблюдают.
- Андерсону и Болту нравится низкобюджетный канадский арт-хоррор «Куб» (1997). Сцену, где героя Колина Сэлмона разрезает на кусочки лазером, они сделали маленьким оммажем этому фильму. Мишель Родригес «Куба» не видела, но зато знает Айс Кьюба.
- По словам Йовович, девочка, которая изображала центральный компьютер «Красная королева» на съемках, говорила с непонятным акцентом, но очень сексуально.
- Большинство зомби играли танцоры: Андерсон хотел, чтобы актеры хорошо владели своим телом. Например, зомби с вывернутой ногой и вывихнутым плечом сыграл танцор, который действительно мог выворачивать суставы рук и ног.
- Каскадера, изображавшего горящего зомби, поджигали 25 раз.
- Сцена, в которой двери открываются и героя утаскивает толпа зомби, взята из «Рассвета мертвецов» (1978) Джорджа Ромеро.
- Бывший морской котик Джеймс Батлер тренировал актеров и сыграл зомби, который нападает на Элис сразу после появления первой собаки-зомби.
- Съемка эпизодов с собаками была особенно сложна. По словам режиссера, до этого никто не пробовал делать экшн-сцены с собаками или гримировать животных. Крупные планы собачьих морд были изменены на постпродакшне, так как псы постоянно ели грим.
- Трехмесячная тренировка Миллы Йовович проводилась главным образом для съемки сцены, в которой она в прыжке бьет собаку. Животное в кадре на самом деле было резиновым.
- Звукорежиссер старался имитировать звуки из игры по мере возможности. Он записал звук от двух тысяч тараканов и пропускал ветер через куриные и поросячьи тушки.
- Идея зеркального коридора пришла Андерсону в голову после просмотра фильма Карлоса Сауры «Гойя в Бордо» (1999). В том кино коридор как будто был покрыт нефтью, и это дало Андерсону идею для декорации.
- Болт утверждает, что они с Андерсоном хотели вернуться к старым хоррорам, где не было компьютерной графики и можно было вводить в повествование разных монстров, не показывая их, как это делал Ридли Скотт в «Чужом» (1979). Монстры в «Обители зла» компьютерные, но создатели пытались по мере возможности не держать их в кадре.
- Йовович сама исполнила все трюки, кроме сцены, где трубы под Элис разваливаются и она прыгает на стену.
- Кинематографисты хотели купить трек Pinion Nine Inch Nails, но не смогли себе этого позволить — им хватило денег только на песню Fist Fuck для сцены с собакой.
- Актер Эрик Мэбиас не мог жить на съемках без йогурта.
- В сцене, где Элис убивает персонажа Джеймса Пьюрфоя, Йовович не рассчитала и слишком сильно ударила актера по голове пластмассовым топором.
- Мастера спецэффектов создали куклу лизуна, а вот его язык был сделан на компьютере. Лизуна прозвали Клинтом в честь Клинта Иствуда. Торс монстра был нарисован поверх тела бодибилдера, а для морды создали отдельный муляж.
- Пол Андерсон хотел сыграть зомби в фильме, но тогда ему бы пришлось приходить на съемки на два часа раньше, а это означало бы полное отсутствие сна.
- Актерам было холодно сниматься в воде, поэтому между дублями Йовович бегала греть ноги в ведрах с горячей водой.
- Операционная в конце фильма была снята в настоящей больнице, кинематографисты только перекрасили стены в белый цвет и добавили несколько предметов.
- Самый удивительный спецэффект в фильме по версии Мишель Родригес — ненастоящая газета в кадре в финале.
- Финальную сцену на улице снимали в Торонто. Для нее закрыли два района, а в постпродакшне «побили» окна зданий и добавили дым.
- Многие «железные» боксы в кадре на заднем плане — картонные односторонние стенды. Кинематографистам приходилось постоянно передвигать эти декорации, чтобы создать впечатление, что их много.
- Сцену, где Элис вспомнила о существовании противоядия, снимали с применением технологии motion control, при которой камера снимает каждый элемент кадра отдельно, автоматически перемещаясь по одной и той же траектории. В данном случае чистый и разрушенный коридор, проходящих людей и Миллу снимали по отдельности, совместив все воедино во время постпродакшна.