ЕСТЬ КОНТАКТ БЕЗ ХЕЙТЕРСТВА: ЧТО ПИСАЛА ПРЕССА О РОССИЙСКИХ ХОРРОРАХ – 2016
В последнее время попытки наших кинематографистов по созданию отечественного хоррора можно назвать регулярными. В этом году, к примеру, их было целых три. RussoRosso проанализировал некоторые цитаты критиков и аналитиков о главных хоррорах российского производства, побывавших в нашем прокате за 2016 год («Маршрут построен», «Диггеры» и «Дизлайк»). И убедился: за последние десять лет со времен «Путевого обходчика» и «Мертвых дочерей» наша пресса стала относиться к жанру в исполнении неофитов-земляков внимательнее, строже и профессиональнее, без какой-либо предвзятости.
МАРШРУТ ПОСТРОЕН
Дата релиза: 31.03.2016
Производство: Ultra Production
Дистрибьютор в России: 20th Century Fox
Хронометраж: 81 минута
Режиссер: Олег Асадулин («Фобос. Клуб страха», «Темный мир: Равновесие»)
Авторы сценария: Иван Капитонов, Олег Асадулин
Продюсеры: Георгий Малков, Владимир Поляков
В главных ролях: Светлана Устинова, Павел Чинарев
Бюджет: 45 млн руб
Сборы: 52,155 млн руб
Попинать хоррор о «черном бумере» и так есть за что. Например, за существование персонажа сестры главгероини. С ней, конечно, связан один твист, но он, во-первых, абсолютно никак не влияет на сюжет, а во-вторых, без него фильм потерял бы только отвратительнейшую игру Дианы Мелисон. <…> Кобелеватый молодчик и его неврастеничка-жена всю дорогу выясняют отношения, иногда останавливаются на дежурную «пугалку», потом трогаются дальше и так до финала — довольно неожиданного, чего уж там, но и вместе с тем явно призванного шокировать зрителя, а не логично завершить повествование.
Алексей Литовченко, «Российская газета»
Концепция одержимой призраком машины пусть и не оригинальна, но работоспособна, равно как и идея совмещения хоррора и семейной драмы. А элементы роад-муви и тот факт, что герои постоянно находятся в движении, обеспечивают картине какую-никакую динамику. <…> Атмосферы ужаса нет и по-настоящему пугающей истории тоже нет, остается уповать лишь на качество и количество скримеров. Увы, и тут все не слава богу. Мало того что скримеры начинаются только во второй половине фильма, так они вдобавок редки и неоригинальны. Страшная рожа в зеркале заднего вида, стекающая по лобовому стеклу кровь, личинки на полу, наконец, сам призрак на соседнем сиденье — вот и весь небогатый арсенал. Наверное, в талантливых руках хватило бы и этого, но здесь все «страшные моменты» на сто процентов предсказуемы и настолько шаблонны, что даже легкий испуг вызвать не в силах.
Владислав Никиткин, «КГ-Портал»
Да, тут тоже будут самонажимающиеся педали и не подчиняющийся водителю руль, но в целом это история не о машине, а о людях — автомобиль с облюбовавшим его духом лишь расширяет и углубляет трещину в отношениях Андрея и Оли, которая и так тянула эту семью в пропасть. <…> Для фильма ужасов такое внимание к персонажам и их личным проблемам не совсем характерно и облагораживает картину, тем более что сценарист Иван Капитонов и режиссер Олег Асадулин с видимым удовольствием играют с динамикой их отношений, которые в ограниченном пространстве накаляются особенно быстро. <…> [Мы такое кино] видели, конечно, но не на отечественном материале и не с российскими актерами — тем более что они, вопреки ожиданиям, не «плавают» в жанре, а играют сильно и ярко.
Безусловно, все это не значит, что «Маршрут построен» идеален. В диалогах время от времени пробивается «литературщина», периодически встречаются мелкие ляпы в логике, а в финальной трети картины есть перебор с «паранормальной водой», но по меркам отечественного хоррор-кино это все равно очень достойный образец жанра — возможно, один из лучших.
Несмотря на существенную рекламную кампанию, российский фильм ужасов «Маршрут построен» не только не смог повторить осенний успех «Пиковой дамы: Черный обряд», собрав в два раза меньше, но и стартовал хуже, чем «Кровавая леди Батори». И судя по не слишком впечатляющим отзывам посмотревших, добрать недостающее, рассчитывая на длину проката, вряд ли представляется возможным.
Андрей Белый, «Бюллетень Кинопрокатчика» №14 (634)
Смотрите легально: Megogo (69-299 руб.), iTunes (до 299 руб.)
ДИГГЕРЫ
Дата релиза: 11.08.2016
Производство: Продюсерский центр «ГоРАД»
Дистрибьютор в России: Central Partnership
Хронометраж: 79 минут
Режиссер: Тихон Корнев
Авторы сценария: Тихон Корнев, Алексей Караулов, Евгений Колядинцев
Продюсеры: Екатерина Гордецкая, Андрей Радько, Максим Королев
В главных ролях: Роман Евдокимов, Анна Васильева, Андрей Левин, Алена Савастова
Бюджет: 52 млн руб
Сборы: 38 млн руб
Вы не поверите, но рекламный трейлер дает лишь очень отдаленное представление о специфике этой картины. По трейлеру можно решить, что «Диггеры» — просто плохой фильм ужасов. Но, чтобы понять, до какого ужаса этот фильм плох, надо смотреть его целиком. <…> В какой-то момент это будет так плохо, что, исполнившись страданий, душа воспоет. И когда «Диггеры» достигнут дна, потребует, чтобы снизу постучали. И снизу постучат. А потом еще. И еще. И на каждый стук будет радостно откликаться сердце. Потому что «Диггеры» — своего рода эталон, идеальный русский трэш категории Ы.
Поперек «Диггеров» так и видится большой штамп «замучены на постпродакшене». Фильм явно перед выпуском в прокат крутили то так, то эдак, пробуя разные подходы к монтажу, и, судя по всему, окончательный результат все равно мало кого полностью устроил…парадокс в том, что ругать «Диггеров» все равно не хочется — в фильме немало проблем и шероховатостей, но большинство их, как кажется, появилось от вполне благородного желания угодить сразу всем. И не затягивать, и не торопиться, и про хоррор, и про драму, и выразить себя, и удовлетворить вкусы рядовой публики… На выходе получилось кино, которое опрометчиво подставляется под критику — нацеливаясь на глобальные задачи, оно путается в мелочах, за которые легко зацепиться.
Нет никакого саспенса — от титров до титров зрителю в уши запихивают разнообразные звуки. Это напоминает старшего братца по имени «Маршрут построен», где абсолютно каждое движение героев сопровождалось заунывным аккомпанементом. Понять, где заканчивается пыточный саундтрек и начинаются звуки фильма, можно лишь в те моменты, когда персонажи проговаривают избитую фразу: «Вы это слышали?»
На протяжении всего фильма оператор крутит объективом в разные стороны, будто снимает не хоррор про метро, а какой-то наркоманский трип для очередного криминального сериала.
От жанра хоррор здесь только трейлер. Практически все персонажи погибают от наезда камеры. На дворе 2016 год, но мы будем снимать, будто первопроходцы. Да и персонажей, собственно, в этой незатейливой истории нет. Есть лишь попытки нагнетания драмы и психологизма, но они разбиваются об актерскую игру и беспомощную постановку сцен.
Александр Наймушин, «КГ-Портал»
Типичный ужастик в нетипичных для себя российских реалиях, с массой недочетов, но с приличным финальным твистом, содержащим недурственную идею о преемственности проклятия. Наши кинематографисты все-таки потихоньку осваивают казалось бы несвойственный нам жанр и стараются изо всех сил, дабы зритель хоть раз схватился за сердце. Но до совершенства еще ой как далеко.
Проблемы «Диггеров» в российском прокате начались уже со сценария. Слэшеры никогда звезд с неба не хватали. И это не случай спортивной («Легенда №17») или военной («Сталинград») драмы, чтобы продюсеры смогли переломить многолетнюю негативную тенденцию. У хорроров свои законы и своя аудитория. Здесь можно было бы попытаться обмануть зрителя — перестроить кампанию с акцентом на некое существо, обитающее в подземке, вытянуть весь немногочисленный экшн или нагнать мистики. Но рекламные материалы продолжали заливать зрителей кровью, а те этого не особо желали. В итоге росписи с потенциалом на 70+ млн рублей хватило только на 22,9 млн.
Андрей Белый, «Бюллетень Кинопрокатчика» №33 (653)
Смотрите легально: iTunes
ДИЗЛАЙК
Дата релиза: 22.09.2016
Производство: STG Cinema
Дистрибьютор в России: 20th Century Fox
Хронометраж: 85 минут
Режиссер: Павел Руминов («Мертвые дочери»)
Авторы сценария: Павел Руминов, Евгений Колядинцев («Диггеры»)
Продюсеры: Павел Руминов, Иван Капитонов
В главных ролях: Мария Вэй, Олег Гаас, Анастасия Акатова, Александр Панин
Бюджет: около 10 млн руб
Сборы в России: 11,1 млн руб
Секрет в длинном эпилоге, который начинается после завершения событий в доме, длится больше десяти минут и старательно переворачивает с ног на голову многое из того, что мы видели в первый час. Это по-настоящему симпатичный твист, который добавляет картине мозгов, уверенно переводит ее в плоскость остросоциальной сатиры. <…>
«Дизлайк» же выглядит, как густой кисель — мутный, невнятный, с пенками в виде очень неровной актерской игры, ряда откровенно искусственных сцен и убийств, которые снова, как в тех же «Мертвых дочерях», сняты в стиле совсем дешевого грайндхауса — то есть темно, камера трясется, ничего не понятно, но все вокруг в крови.
«Дизлайк» Павла Руминова, как часто бывает с фильмами ужасов, идеально иллюстрирует таинственный антагонист-младенец: это подростковая комедия про блогеров в маске слэшера. Задумав картину как оммаж любимым хоррорам и трэш-фильмам детства («Фантазм 2», «Телемертвецы», «Пятница 13-е» и «Хэллоуин»), Руминов упорно игнорирует саму механику слэшера: «Дизлайк» пестрит поклонами любимым лентам и шутками, но страшно проседает, стоит ему ступить на кровавую тропу. Это максимально деликатно (не считая топлесс-гэга), с юмором, но без малейшего напряжения раскручиваемый сюжет про власть во всех ее проявлениях — от могущества массового нажатия пальца вниз в виртуальном Колизее, за который никто не чувствует ответственности, до благих намерений людей с неприятными лицами. «Дизлайк», в общем, про то, что власть развращает, а абсолютная власть — развращает абсолютно (как анонимов, так и их кумиров).
Алексей Филиппов, «Кино-Театр.Ру»
Свойства картины также вполне соответствуют уровню дешевого проходного хоррора. «Дизлайк» не очень-то изобретателен, когда дело доходит до убийств, и вполне предсказуем в глобальном смысле: скажем, угадать ответ на вопрос, дарующий несчастным блогерам жизнь, можно задолго до финала. Как и во многих других фильмах ужасов, мотивировка персонажей время от времени вызывает сомнения; в других же ситуациях герои и вовсе ведут себя как полные идиоты. У Руминова, конечно, есть собственный авторский почерк, его можно разглядеть и в новой ленте — в убийственной палитре, в попытках юморить, в монтаже, в том, наконец, как камера нарезает спирали вокруг особняка. Но все это ленту не спасает: она все равно остается обычным слэшером среднего уровня.
А чтобы потрафить снобам, в «Дизлайк» завезли тонны самоиронии, без которой так страдали «Мертвые дочери». Персонажи сравнивают происходящее в фильме с «малобюджетной русской “Пилой”», а в финале один из видеоблогеров подводит под произошедшим ироничный итог: «Все это звучит как сюжет тупого российского фильма». Не то что бы «Дизлайк» хочет стать нашим ответом «Крику» или «Хижине в лесу», он просто понимает, что после этих фильмов нельзя потрошить подростков, как во времена «Пятницы, 13-го» и «Хеллоуина».
Это дуболомный слэшер, довольно смешной и не без проблесков изобретательности. Искусство делать хорошо плохие фильмы в век высокотехнологичных блокбастеров вообще должно цениться на вес золота, потому что людей, которые пришли в кино просто повеселиться, кажется, становится все меньше.
«Дизлайк» повторил все возможные ошибки «Диггеров», а из-за существенно меньшей росписи релиз Fox собрал в первый уикенд в три раза меньше. Не прошла и ставка на блогеров, а это тревожный звоночек для будущего проекта «Взломать блогеров».
Андрей Белый, «Бюллетень Кинопрокатчика» №33 (653)
Смотрите легально: iTunes
Пускай российские рецензенты и сегодня не слишком способствуют зрительскому энтузиазму, но очевидно, что их отношение к родным хоррормейкерам стало куда более взвешенным и терпимым — а это ли не есть серьезная предпосылка к тому, чтобы однажды на местном жанровом поле стало поярче и повеселей.