Beat Film Festival 2025: культовый хоррор, Линч и трукрайм
В Москве начался 16-й фестиваль документального кино Beat Film Festival. Он продлится до 15 числа. Рассказываем, на какие проекты в расписании кинотеатров стоит обратить внимание читателям RussoRosso.
Одной из жемчужин фестиваля можно назвать документальный фильм «Цепные реакции». Режиссёр Александр О. Филипп к пятидесятилетию «Техасской резни бензопилой» снял ленту, в которой постарался по-новому взглянуть на легендарную работу Тоуба Хупера. На 81-м Венецианском кинофестивале в 2024 году проект взял награду за лучший документальный фильм.
В кадре появляются поклонники «Техасской резни бензопилой»: писатель Стивен Кинг, режиссёры Такаси Миике («Кинопробы») и Карин Кусама («Шершни»), кинокритик Александра Хеллер-Николас и комик Пэттон Освальт. Они обсудят, как этому низкобюджетному слэшеру удалось стать культовой кинокартиной и точно отразить эпоху. Особенно интересно то, что «Цепные реакции» покажут зрителям кадры и сцены, которые были вырезаны из финальной версии ленты.
Не мог фестиваль остаться в стороне от события, которое опустошило киноиндустрию 16 января 2025 года. В тот день не стало Дэвида Линча. Beat Film Festival покажет четыре ленты, посвящённых творчеству культового кинематографиста.
В частности, на экраны вернётся документальный хит фестиваля прошлых лет, ещё одна работа Александра О. Филиппа, «Линч/Оз». Лента исследует истоки вдохновения Дэвида Линча, который как-то сослался на то, что не перестаёт думать о картине 1939 года «Волшебник страны ОЗ». Именно на этом высказывании и строит свою работу режиссёр документального фильма, сравнивая главные работы Линча с легендарной киносказкой. В этом ему снова помогают критики и известные кинодеятели. Вместе они пытаются раскрыть смыслы работ одного из самых загадочных творцов индустрии.
«Линч: Начало» — это сборник короткометражных фильмов режиссёра.
С мужскими головами происходит что-то нехорошее под звуки сирены («Шесть мужчин тошнит»). Девочке снится кошмар про буквы («Алфавит»). Мальчик выращивает из семечка старушку («Бабушка»). Женщина с ампутированными ногами пишет письмо («Инвалид»). Где-то на Диком Западе на ранчо появляется щеголь из Франции («Ковбой и француз»).
Разные и по опыту, и по годам выхода эти сокровища позволяют взглянуть на другие грани творчества режиссёра, который изначально учился на художника, а потом решил начать «оживлять» свои работы. Увлекательное путешествие, превращающее просмотр в игру с поиском параллелей с самыми известными работами Дэвида Линча.
О фильме «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве» мы писали отдельный материал. Опубликуем выдержку из него, а подробности о проекте, позволяющем подглядеть за работой мастера и приоткрыть чертоги разума гения, читайте в нашей рецензии.
Полуподвальное помещение с красной лампой и окнами в ночь. Белоснежный растрепанный кок, черное пальто, красиво расписанное морщинами лицо. Дэвид Линч садится перед микрофоном, вальяжно закуривает, сочно, насколько передает аппаратура, затягивается. Следующие 90 минут он будет травить байки, пересыпая их фактами биографии и мгновениями рефлексии. Места разговора тоже будут меняться: задний двор, мастерская, прачечная. Если художника можно поймать на его территории, не грех чуть-чуть поиграть в «Пока все дома» (хотя за «всех» отдувается в эпизоде младшая дочь режиссера Лула Богиня, которой и посвящен фильм). Как только настанет время говорить про кино, лента закончится: «Жизнь в искусстве» не про Линча-режиссера — она про Линча-художника в самом широком смысле.
И совсем свежая работа — «Добро пожаловать в Линчлэнд». Только что этот документальный хит отгремел на Каннском кинофестивале и теперь доберется до росскийского зрителя. Кайл Маклахлен, Изабелла Росселлини и Лора Дёрн проведут зрителей по миру режиссёра, каким его знали они — одни из ключевых лиц его работ. Фильм французского постановщика Стефана Геза построен как расследование. Расследование личности Дэвида Линча. Кроме известных актёров портрет главного в мире поклонника медитаций помогают составлять его бывшие жёны, продюсеры, монтажёры и художники, сотрудничавшие с ним на разных проектах.
А вот любителям трукрайма обязательно нужно заглянуть на показы фильма «Хищники». В этом хите «Санденса» 2025 года создатели исследуют феномен американского реалити-шоу по поимке преступников, где взрослые актёры переписывались с мужчинами, притворяясь подростками, а потом договаривались о встрече в домах, где их уже ждали ведущий, съёмочная группа и полиция.
Авторы разбираются в этичности проекта «Поймать хищника» и пытаются осознать, почему зрителю может быть интересна подобная передача. Поклонник шоу Дэвид Осит задаётся вопросами об уместности раскрытия темы педофилии, в качестве развлекательного контента, и необходимости публичного унижения, напоминающего любительское правосудие. Режиссёр не даёт ответов и не осуждает никого, но обсуждает эти очень сложные и серьёзные вопросы с ведущим Крисом Хансеном, который благодаря проекту стал настоящей звездой телевидения.
Ознакомиться с расписанием фестиваля можно по ссылке.