В ГРАЙНДХАУСЕ НЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ: РЕПОРТАЖ С VII КИНОФЕСТИВАЛЯ «КАПЛЯ»
Российский международный кинофестиваль остросюжетного кино и хоррор-фильмов «Капля» исправно привозит в столицу кинематографический андеграунд с разных концов света. Демонстрируемые картины балансируют на самом краешке безбюджетности, но тем интереснее смотреть то, что не предваряют массивные рекламные кампании, ТВ-споты, фичеры, трейлеры, тизеры и промофотографии. Да еще и на большом экране на языке носителя. В этом году RussoRosso удалось посмотреть три фестивальных фильма, и мы прилагаем честное мнение относительно увиденного.
«НОЧНОЙ КАЛЕЙДОСКОП» / NIGHT KALEIDOSCOPE
(реж. Грант Макфи, 2017)
Обычные рабочие расслабляются в пабах, молодежь отрывается на вечеринках и вписках, детективы расследуют убийства. А Фиан охотится на демонов, которые гипнотизируют ни в чем не повинных обывателей и жрут их живьем без соли. Искать нечисть молодому человеку помогает некая бронебойная травища, вставляющая мощнее, чем вся коллекция фенилэтиламинов Александра Шульгина. Как обычно, ситуация усложняется, когда путь одинокого охотника Фиана пересекает девушка.
Фильм снял Грант Макфи, долгое время (вплоть до нынешнего дня) работавший в самых разных отделах кинопроизводства: тут хлопушку зарядит, тут с электрикой подсобит, здесь фокус наведет, а вон там, глядишь, и камеру дадут подержать. В перерывах он снимает короткометражки, иной раз замахиваясь и на полный метр. Сделан «Ночной калейдоскоп», без преувеличения, красиво: VHS-ные вступительные титры, дрожащая камера и психоделические фильтры. К gore-сценам британец тоже подошел со вкусом: кровавая слюна свисает с зубов, словно не хочет падать на грязный пол, а податливая кожа тянется, обнажая мясо. Сочно и сытно! И все это под замечательный и гипнотический саунд Алека Шеера. Музыка в этой работе занимает даже больше времени, чем сюжет и главные герои, и на первый план ее выдвигают не зря: она не только идеально гармонирует с психоактивным видеорядом, но и сама по себе раздвигает границы восприятия картины. Еще три шага — и фильм вылился бы в настоящую синестезию.
Однако у «Калейдоскопа» есть два минуса размером с кайдзю, которые почти полностью нивелируют его художественную ценность. Первый — актеры: очень непривычно смотреть британский фильм, в котором каст играет так же плохо, как в российских телесериалах. Патрик О’Брайен хотя бы выглядит внушительно, а вот Мэриел Макаллан не только паршиво играет, но еще и щеголяет с вулканическим прыщом на подбородке (хотя это фильму только в плюс: где вы видели подобную аутентичность?).
Но главный минус — это хронометраж. «Ночной калейдоскоп» рассчитан на 15 минут максимум. После третьего повторения схема «короткий диалог — размазанная картинка под музыку на три минуты» перестает впечатлять, из-за чего начинает казаться, что фильм длится как три «Титаника». Для хоррора это непростительная оплошность.
«ОККУПАНТЫ» / OCCUPANTS
(реж. Расс Эмануэл, 2015)
Энни Кёртис — известный режиссер документальных фильмов, получившая немало наград за свои работы, — решает снять кино о том, как они с мужем сидят на очищающей веганской диете. Согласно гуглу, диета очищает так хорошо, что можно даже в параллельные миры заглядывать. Очень скоро расставленные по дому камеры фиксируют уже не Энни с супругом, а их близнецов из другого измерения. Уникальный материал, тянущий если не на Нобелевскую, то уж на Пулитцера — как пить дать! И все бы хорошо, кабы Энни не решила взаимодействовать со своей «копией» из параллельной вселенной.
«Параллельная вселенная у вас дома» — тема не новая, и тягаться в этой отрасли сайфая даже с инди-фильмами (например, с «Ошибкой времени», 2014) — задача крайне непростая. Тем удивительнее, с каким инфантилизмом подошел к ней Расс Эмануэл.
Фильм предостерегает уже своим постером, на котором изобразили аж 31 упоминание на самых разных кинофестивалях. Недобрый знак. Дальше — больше: мокьюментари, основано на реальных событиях, пленка взята из удаленного сервера Университета Питерсона, актерская игра на уровне театральной постановки старшей школы Уолтон-Верона в штате Кентукки, крайне подростковые диалоги и мотивации, а также компьютерная графика, отсылающая к «Тарзану» (1996) Брайана Юзны.
Подступаться к подобному кино стоит самым назойливым любителям сайфая или адептам мокьюментари, поклявшимся вечности и древним богам в верности сему жанру.
«МИСИРЛУ» / MISIRLOU
(реж. Тревор Симмс, 2017)
Режиссер, автор сценария, продюсер, монтажер, оператор, исполнитель главной роли, исполнитель второстепенной роли, каскадер… Послефильмовые титры выдают не только различные грани Тревора Симмса, но и его энтузиазм и готовность ради идеи и за штурвал встать, и на топ грот-мачты вскарабкаться.
В переводе с греческого «Мисирлу» означает «Египтянка», а на деле же это песня, которую греки почитают как свое национальное наследие. Однако в рамках фильма название отсылает нас к прекрасным 1960-м — эпохе сёрф-рока, мескалина, мариахуаны и грайндхаусов (именно в этот период небольшие кинотеатры стали превращаться в грайндхаусы под давлением телевидения).
Уэст Уокер только что вернулся с войны в Ираке и попал из огня да в полымя: пытаясь купить себе немного секса, бравый солдат оказывается втянутым в войну с бандой с Венис-Бич. Эти похожие на дикарей молодчики — бывшие военные, пристрастившиеся к пожиранию надпочечников захваченных врагов и решившие и на гражданке не изменять своим гастрономически-наркотическим пристрастиям.
Фильм, безусловно, апеллирует к вниманию исключительно жанрового зрителя. Зато сколько всего он может предложить! Антимилитаристский угар, бесконечные отсылки («Беспечный ездок» (1969), «Бешеные псы» (1992), «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998), и т. д.), плюс-сайзовые девушки с грудью четвертого размера (минимум), сумасшедший саундтрек и заслуженные труженики второсортной кинопродукции — от Тома Сайзмора и Ларри Бишопа до Минди Робинсон. Грамотно эксплуатируя выбранную стилистику и недостаток финансирования, Симмс добивается практически полного погружения в атмосферу грайндхауса. Не хватает только запаха блевотины и мочи, онанирующих стариков и домогающегося до зрителей трансвестита.
Нам остается сделать фестивалю ручкой и поблагодарить за экспириенс, гадая, что из мира грязного андеграунда привезут на суд людской в следующий раз.