ХИЧКОК, ЛЮБОВЬ И БОЛЬ: ЗА ЧТО МЫ ПОЛЮБИЛИ «СЛУЖАНКУ» ПАК ЧХАН УКА
Южнокорейский режиссер Пак Чхан Ук ― уникальное явление. Он стал популярен на родине благодаря кассовым сборам, которые приносили его фильмы, но на арену европейского кино вышел как автор картины «Олдбой». «Олдбой» стал триумфатором на Каннском кинофестивале в 2004 году (где получил Гран-при жюри), а сам Пак Чхан Ук ― в Южной Корее. С тех пор его везде подписывали не иначе как «режиссер, который выиграл в Каннах». В Европе и США Пак Чхан Ук стал неким экзотичным чудаковатым автором историй о мести. Недаром Его Величество Квентин Тарантино рукоплескал «Олдбою».
Фильм «Служанка» ― это отчетливое заявление Пак Чхан Ука о том, что он отошел от темы мести ― по крайней мере, месть перестала быть главной драматургической завязкой, как это было в трилогии («Сочувствие господину Месть», «Олдбой», «Сочувствие госпоже Месть»). «Служанка» продолжает визуальную стилистику «Стокера» и комизм и мелодраматичность «Я ― киборг, но это нормально»: к такой цельной форме Пак Чхан Ук шел годы методом жанровых проб и конвенциональных ошибок. Но новый фильм режиссера связан с предыдущими сильнее, чем может показаться на первый взгляд.
В начале фильма очаровательная Сока попадает в богатый дом на услужение девушке Хидеко. Редкие сбои электричества, зловещая домоправительница, стилистика готической литературы и хозяйка с неврастенией ― прямые отсылки к фильмам вроде «Ребекки» Альфреда Хичкока или произведениям о призраках и безумцах викторианской эпохи.
Фильм «Стокер» Пак Чхан Ук нашпиговал таким количеством визуальных и драматических отсылок к творчеству Хичкока, что создавалось ощущение, будто это и есть фильм Хичкока, переснятый его фанатичным учеником. В «Служанке» Пак Чхан Ук не изменяет своим привязанностям: сюжетный поворот, достойный «Головокружения», прилежно продолжает традицию оммажей.
В свойственной себе манере Пак Чхан Ук вплетает комичные элементы даже в зловещие сцены, которые, как ни странно, не утрачивают гнетущего напряжения.
В «Служанке» Пак Чхан Ук отошел от конвенционального триллера: кино оказывается ближе не к «Жажде», а к смешной и доброй мелодраме «Я ― киборг, но это нормально», откуда режиссер почерпнул мелкие шутки для разбавления диалогов.
Складывается впечатление, что в «Служанке» Пак Чхан Ук использует исторический контекст для визуального ряда. История фильма могла произойти в любое другое время, но именно начало 1930-х на этот раз пленило взгляд режиссера, куда он и поместил своих героев. Теперь уже понятно, что у Пак Чхан Ука это излюбленный прием: в «Объединенной зоне безопасности» он рассказывал о конфликте пограничников Северной и Южной Кореи, а в «Стокере» ― историю о психически нездоровом мужчине и его привязанности к племяннице. В обоих случаях режиссер обыгрывал детали эпохи, демонстрировал знание этого времени и восхищение им.
Пак Чхан Ук ― безусловный патриот, он не раз это повторял в интервью, высказывался на эту тему в своих фильмах и даже получил правительственную награду за «Олдбоя». «Объединенная зона безопасности» в этом смысле самое репрезентативное кино Пак Чхан Ука. Его сюжет посвящен разделению страны в 1953 году на примере конфликта, который произошел между двумя пограничными постами. В «Служанке» режиссер выбрал 1930-е годы ― время до разделения, когда Корея еще находилась под властью Японии. «Опять ты работать к этим японцам!» ― кричит вслед героине ее пожилая коллега, и девушка угрюмо плетется под дождем в богатый дом, где ей предстоит трудиться.
То, что начиналось как комедийная мелодрама об аферистах, стало эротическим триллером о БДСМ. «Служанка» ― самый утонченный, сексуальный и чувственный фильм Пак Чхан Ука. Если в «Олдбое» влюбленные герои сталкивались с шокирующей правдой в финале, «Жажда» оказывалась построенной на противоречиях любви, а в «Я ― киборг, но это нормально» герой сражался за жизнь своей анорексичной возлюбленной, пытаясь ее накормить, то «Служанка» вобрала в себя все самое лучшее из этих историй.
Кроме того, та садомазохистская связь между героями, какая была в «Жажде», в «Служанке» обрела второе дыхание. Это и порочная любовь героини Хидеко к извращениям, и желание Графа нажиться на глупости Соки, и стремление Соки спасти Хидеко из круга унижений и сексуального рабства. И все это на фоне хитроумного плана аферистов и чистой лесбийской любви.
Когда вышел первый трейлер «Служанки», мы знали, что нас ждет нечто невообразимое. Так и получилось. Почему мы были в этом уверены? Пак Чхан Ук каждым своим фильмом доказывает, что не боится экспериментировать, шокировать или ошибаться. Он может показать, как человеку выбивают зубы молотком («Олдбой»), убивают его канцелярскими ножницами («Сочувствие госпоже Месть») или душат ремнем («Стокер»). У него пограничники Северной и Южной Кореи становятся добрыми друзьями («Объединенная зона безопасности»), герои Хичкока существуют в другой вселенной («Стокер»), а простая корейская аферистка спасает от сексуального рабства японскую дворянку и находит любовь («Служанка»). В каждом из фильмов Пак Чхан Ука можно найти любопытные детали и отсылки, его творчество столь же многогранно, как и вселенная его персонажей: они мстят, любят, ненавидят, убивают, но живут.