Сон разума и желтые резиновые утята: Обзор Rise of Insanity
Разработка и издание: Red Limb Studio
Дата выхода: 01.03.2018
Жанр: Horror-adventure
Купить и любить: http://store.steampowered.com/app/629220/Rise_of_Insanity/
Молодые и независимые поляки из студии с занятным названием Red Limb очень любят VR. Их предыдущий проект, шутер с элементами хоррора The Purge Day (2016), не то чтобы хорошо продавался, зато погрелся в лучах положительных отзывов: ужасы инопланетного вторжения, разработанные исключительно для шлемов виртуальной реальности, понравились геймерам, которые решились взглянуть на первенца инди-студии. Второй проект сделан также с упором на VR, но здесь Red Limb решили выпустить и ПК-версию. Помашите ручкой, это — Rise of Insanity.
Игра без сопроводительных речей и занудных роликов переносит геймера в разум доктора психологии Стивена Доуэлла. У доктора пропали жена и сын, а полиция даже при наличии подозреваемого только разводит руками. Лишь блуждая по темным закоулкам сознания Стивена, можно ответить на вопрос, что же на самом деле произошло.
В качестве временной площадки Red Limb выбрали середину 70-х: варварства Бедлама и День велосипеда остались позади, но многие вопросы человеческой психики еще окутаны туманом войны. Это позволило разработчикам реализовать столь милый взору поклонников хоррора винтаж (наиболее всего впечатляют картины и атмосферный старый лифт). Геймплейно Rise of Insanity не вылезает за рамки «симулятора ходьбы», поэтому и управление ограничивается WSAD’ом, основными кнопками мыши да «шифтом» для быстрого бега, который нужен исключительно ради удобства игрока, а не ради спасительного увеличения расстояния между протагонистом и враждебными силами.
Здесь же и кроется основной недостаток игры. Пока вникаешь в сюжет и привыкаешь к окружению, паре-тройке скримеров удается стрясти немного стройматериалов. Но затем приемы воздействия становятся однообразными, скримеры предсказываются за несколько секунд до появления, и приходит понимание, что в Rise of Insanity тебе ничего не угрожает. То есть фактически в игре можно расправиться с подконтрольным Стивеном и совершить путешествие до ближайшего чекпойнта. Однако саспенс начинает выветриваться еще до середины: окружающий мир — это разделенные подзагрузкой области сознания. Туда никто не придет, чтобы выбить из психолога всю дурь, как в Amnesia: The Dark Descent (2010) или Outlast (2013). А раз нет риска быть пойманным и растерзанным, то и бояться нечего.
Визуально Rise of Insanity выглядит благопристойно, особенно если держать в уме слово «инди». Да и управляется Стивен неплохо: если не увлекаться клавишей Shift, то его медленная поступь в окружении мрачных интерьеров и жестоких галлюцинаций работает гораздо убедительнее скримеров. А вот саунд-дизайн прихрамывает: стоит лишь немного удалиться от источников звука, как они выключаются, вместо того чтобы плавно затухать. Наиболее болезненный промах — озвучка: ребенок разговаривает с интонацией Джули Кристмас из интро к треку Bones in the Water, а голос супруги протагониста сухо считывает с листа экспозиционные банальности. Это обидно, так как элементы окружения неплохо переносят игрока из уютного кресла в богатый на странности внутренний мир Доуэлла, а войсовер возвращает в привычную реальность.
Польские умельцы заслуживают самых теплых слов за внимание к деталям вроде рисунков, тестов Роршаха, криповых кукол, звуков музыкальной шкатулки и умильно крякающих резиновых утят, разбросанных по локациям. Но за спиной визуального воплощения прячутся досадные недостатки: уже упомянутая неуклюжесть скримеров, донельзя предсказуемый сюжет, однообразные и слишком простые квесты. Сбалансировать ситуацию удается хронометражу: прохождение Rise of Insanity не должно занять у вас больше двух часов. Казуальному игроку этого вполне достаточно, чтобы набраться свежих впечатлений, интересующиеся жанром также получат свою горсть удовольствия. Что же делать самым хищным поклонникам хоррора, не упускающим ни один стоящий релиз? Им на выручку приходит любовь Red Limb к VR: в шлеме виртуальной реальности атмосфера чувствуется еще острее, а от выскакивающих фигур уже сложнее отмахнуться дежурным «да я знал, что оно сейчас выпрыгнет».
Амбиции по созданию действительно пугающего контента Red Limb не скрывают, а техническое исполнение многое говорит о скиллах поляков. Rise of Insanity уже сейчас является одним из самых мощных независимых VR-хорроров, для классического гейминга этот тайтл также небезынтересен. Если разработчики не свернут с намеченного пути, то впереди у них (а следовательно, и у нас) много всего интересного.