The Last of Us Part II: Ты убиваешь в себе все самое лучшее
Разработка и издание: Naughty Dog, Sony Interactive Entertainment
Год выпуска: 2020
Жанр: Action-adventure
Купить: PlayStation 4
Продолжение нашумевшей The Last of Us стало предметом споров задолго до выхода: еще в апреле произошел ряд крупных утечек, разбивших фанатов игры на два лагеря. Кто-то заранее отказался играть, кто-то, наоборот, принялся ждать релиза с бо́льшим интересом. Геймдиректор Нил Дракман призывал игнорировать спойлеры и играть с незамутненным разумом, чтобы прочувствовать все на себе. Советом и правда лучше бы воспользоваться, поскольку утечки раскрывают далеко не всю картину. Для полноты разбора без спойлеров не обойтись, так что читайте на свой страх и риск.
Конечно, можно было бы уделить внимание графике (которая здесь действительно потрясающая), новым зомби (которые способны удивлять) или обновленным механикам (вкупе с невероятно плавной анимацией они создают что-то совершенно невероятное). Но куда интереснее в игре именно смыслы, заложенные Нилом Дракманом и его командой. Смыслы, которые, увы, разбились о непонимание аудитории из-за ранних утечек.
If I ever were to lose you
The Last of Us вышла в 2013 году и моментально стала классикой: количество наград проекта переваливает за две сотни, и нередко встречается мнение, что это одна из величайших игр в истории.
Костяк сюжета Дракман придумал еще во время учебы в Университете Карнеги Меллон. Изначально речь шла о пожилом полицейском, защищающем девушку от плотоядных монстров. Идею Дракман презентовал Джорджу Ромеро, на семинаре которого и придумал историю, но тот ее забраковал. Тем не менее Дракман не бросил свою задумку и после ряда итераций пришел к итоговой версии.
В 2013 году паразитирующий на насекомых гриб кордицепс неожиданно мутирует и начинает поражать еще и людей. В небольшом прологе игрок знакомится с главным героем Джоэлом, который в первые дни наступившего апокалипсиса теряет дочь Сару. История делает скачок на двадцать лет вперед: Джоэл, постаревший и принявший реальность нового мира, работает контрабандистом, доставляющим нелегальные товары через зараженные зоны. Поражающий человека гриб никуда не делся: безумных и агрессивных зараженных люди держат за стенами закрытых поселений и стараются не пускать наружу, так как заражение происходит не только через споры, но и через укус зараженного.
Очередным делом для Джоэла и его напарницы Тесс становится переправа не предмета, а девочки-подростка Элли: террористическая антиправительственная группировка «Цикады» нанимает контрабандистов, чтобы перевезти Элли в другое отделение. Вскоре после выхода из безопасной зоны выясняется, что Элли обладает иммунитетом от кордицепса: несмотря на то что ее укусил зараженный, она живет уже несколько недель. «Цикадам» она нужна ровно для того, чтобы узнать, можно ли изобрести вакцину и спасти человечество.
Долгий путь не без препятствий завершается кровавой баней: Элли успевает заменить Джоэлу погибшую дочь, и, узнав, что для создания вакцины «Цикадам» придется убить девочку, контрабандист решает устранить самих «Цикад». Правду Элли он при этом не рассказывает.
Everything I have found here
Сиквел, который разработчики называют второй частью единой истории, начинается там же, где заканчивается первая игра. Элли и Джоэл пытаются жить мирной жизнью в Джексонвилле. Джоэл учит девушку играть на гитаре — стоит запомнить этот момент — и ходит в рейды, Элли же ищет свое место в мире. По словам Джоэла, где-то осел его брат Томми, но девушка в это не верит. Незадолго до начала игры они ссорятся и не успевают примириться до того, как неизвестные жестоко убивают Джоэла на глазах у Элли. Ни девушка, ни брат убитого не собираются оставлять такое безнаказанным и отправляются на поиски виновных.
Провести параллель между смертью Сары в первой игре и гибелью Джоэла во второй очень легко: это два сюжетных триггера схожей природы, которые, правда, приводят к совершенно разным последствиям. Путь Джоэла — любовь и принятие, а вот Элли шагает кровавой дорожкой мести. Отправившись в Сиэтл, она прет напролом, убивая всех на своем пути в поисках той девушки, которая убила человека, заменившего Элли отца. Собственную жестокость девушка пусть и с трудом, но принимает — и корни этого прячутся глубоко.
В момент, когда Элли почти готова сдаться, происходит ее долгожданная встреча с виновницей кровавого безумия — Эбби. И тут игра делает важный поворот сюжета: события тех же дней пересказываются уже словами той, за кем мы до этого охотились.
Back when I was feeling broken
История Эбби хоть формально и начинается с прибытия Элли в Сиэтл, но благодаря флешбэкам раскрывается куда полнее. Становится ясно, что Дракман не врал насчет прямого продолжения сюжета: именно финальные действия Джоэла и беспощадное убийство «Цикад» сделали Эбби одержимой местью. В числе погибших оказался и ее отец, тот самый хирург, который должен был провести операцию на Элли. Со стороны это и правда должно выглядеть, мягко говоря, так себе: неизвестный мужчина приходит к людям, которые пытаются спасти человечество ценой одной жизни, и убивает, возможно, единственного человека, который может сделать хоть что-то с глобальной катастрофой.
В этом плане история Эбби мало чем отличается от линии Элли — разница лишь в том, что новичок в этой истории оказалась добрее и ограничилась местью виновнику, оставив в живых непричастных. Но, прекрасно понимая, что это все равно не обелит Эбби в глазах игроков, сценаристы сделали интересный ход, дав девушке не только логичную мотивацию, но и собственную трогательную историю, во многом отзеркаливающую путешествие Джоэла из первой части. Нет, она не пытается заменить отца, а просто находит того, кто поможет ей двигаться дальше после совершенной мести, — им становится мальчик Лев, беглец из группировки религиозных фанатиков Серафитов. В финале истории ожидаемо переплетаются, и влияние битвы между Эбби и Элли на игроков зависит от того, насколько они успевают проникнуться симпатией к девушке. Тем не менее это не финал. Внимание, дальше — очень много спойлеров.
When wind turned dirt to dust
Та самая утечка показывала сцену убийства Джоэла. Вне контекста это действительно выглядит чудовищно: совершенно неизвестная героиня с максимальной жестокостью убивает героя, с которым игроки успели провести не один десяток часов и сродниться. У новичка это, само собой, вызывает жуткое отторжение и дополнительно создает эмпатию к Элли, пусть та и творит бесчеловечные поступки.
Рядовых противников зачастую можно обойти и ограничиться минимальным количеством убийств, но даже этот минимум жестокости ощущается как что-то неприятное. Сказывается то, как человечно враги реагируют на смерть: они зовут убитого по имени и плачут. Совсем уж жутко становится с появлением собак: четвероногие друзья долго тычутся носами в мертвого хозяина. Работает это и в обратную сторону: Элли убивает псов, а противники сокрушаются над их трупами.
Элли, как подчеркивалось выше, не видит других путей. Стоит вспомнить, что в первой части Джоэл совершенно спокойно убивал всех, кто вставал у него на пути. Он делал это не из-за жестокости, а просто потому что не умел иначе: сохранить своих было важнее, чем весь остальной мир. Но какой эффект это оказывало на четырнадцатилетнюю девочку, героя не очень-то и волновало.
В итоге Элли переняла модель поведения Джоэла: она способна убивать, но не чувствует за собой правды. Об этом говорит множество деталей: например, Элли тихо кроет матом убитых противников. Так же, как и Джоэл, она старается оправдаться перед собой и друзьями, выдавая свои действия за необходимость. В это все труднее поверить с каждой новой жертвой: да, рядовых врагов можно и не трогать, но вот одну из девушек, которая присутствовала при убийстве Джоэла, все же придется пытать с помощью металлической трубы. И именно игроку нужно будет наносить удары отдельными нажатиями кнопки. Где-то здесь и кроется тот самый эффект, за который игру можно любить или ненавидеть: героиня, к которой прикипаешь и которой готов простить, кажется, все, теряет свою золоченую обертку буквально на глазах, становясь куда более живым — и темным — персонажем. Выстроенная ранее эмпатическая связь рвется, и в такие моменты играть за Элли становится попросту неприятно — чего явно и добивались авторы.
I’d surely lose myself
Стычка между Элли и Эбби заканчивается поражением главной героини, но, как и в предыдущий раз, Эбби проявляет милосердие и сохраняет противнице жизнь. Теперь Элли со своей девушкой и ее сыном живут на удаленной ферме. Казалось бы, живи в свое удовольствие — вот только Элли с ее ПТСР не может отпустить прошлое. Когда Томми обнаруживает, где искать Эбби, девушка отправляется в путь с твердым намерением завершить начатое и наконец освободиться от гнетущей жажды мести.
Ненужный, казалось бы, эпилог позволяет раскрыть конфликт с крайне неожиданной стороны. Здесь особенно четко вырисовывается разница между двумя главными героинями: в то время как Эбби пытается двигаться вперед, Элли костенеет в своей ненависти и неспособности отпустить прошлое. Настолько, что даже не боится потерять настоящее.
I focused on a prayer
Отдельного разговора заслуживает второстепенный персонаж Лев. Это подросток, выращенный в секте Серафитов, одной из ключевых фракций в игре. Серафиты поклоняются пророчице и ведут себя как религиозные фанатики: отрицают достижения цивилизации и пытаются вернуться к природе. Они не приемлют даже малейшего отклонения от норм, и именно поэтому Лев становится изгоем.
Дело в том, что биологически Лев — девушка, которая всю жизнь ощущала себя парнем. Обрив голову наголо, герой стал изгнанником, достойным (по мнению Серафитов) лишь смерти. Эта сюжетная гипербола подкидывает интересное высказывание о репаративной терапии — серьезной медицинской операции, широко обсуждающейся в США. Не менее любопытно и то, что, несмотря на гонения, Лев продолжает верить в догматы своей религии и не планирует отрекаться от слов пророчицы. В одном из диалогов и вовсе звучит фраза о том, что Серафиты попросту неправильно трактуют ее слова — еще один смелый выпад, уже в сторону церкви.
The Last of Us вообще не церемонится с выбором тем и затрагивает даже самые сложные: человеческие отношения во всех проявлениях, границы дозволенного, понятие человечности, религия, влияние эмоций — все здесь сгружено в большой котел ровно в тех пропорциях, которые дают блюду безупречный вкус.
No one wins, but somehow, they still play
Судьба Эбби после всех событий кажется довольно радужной. У нее есть не только тот, о ком можно заботиться, но и зыбкая надежда: ближе к концу она узнает, что Джоэл не уничтожил «Цикад». В чем-то это перекликается с первой частью и чувством надежды на фоне серой морали. Судьба Элли выглядит с точностью до наоборот: серой морали нет, равно как и надежды.
Элли, все же добравшаяся до Эбби, теряет в схватке с ней два пальца, и это окончательно отрезвляет девушку. Мелкая, казалось бы, деталь оказывается той самой соломинкой, которая ломает хребет верблюда: потерявшая все Элли утрачивает последнюю ниточку, связывавшую ее с Джоэлом. И дело не в пальцах: куда важнее то, что теперь героиня не может играть на гитаре, которую подарил ей человек, заменивший отца. Сам он в земле, любимая девушка ушла, почти все друзья погибли, а вернуться в Джексонвилль после всего случившегося невозможно. Открывающая песня Future Days, с которой и началось знакомство Элли с гитарой, звучит особенно тяжко с учетом западающих нот. Позади нет ничего, впереди — лишь ужасающая пустота, в которой найти свое место будет непросто.