Не смотри назад: Топ-10 хоррор-игр последних трех лет
2016 год еще только вступает в свой завершительный третий акт, и время собирать камни еще не наступило. Зато можно отдышаться и окинуть то, что осталось за спиной: липкий несмываемый саспенс, сочащиеся кроваво-красным джибсы, гротескный сплэттер и панические атаки de nocte. И все это — за какие-то последние три года.
KHOLAT
Год выпуска: 2015
Разработка и издание: IMGN.PRO, Woohoo Games
Жанр: survival horror, adventure
Незадачливый геймер сидит себе в уютненьком кресле с регулируемым положением спины. На столе — массивная механическая клавиатура, а справа — привыкшая к набиванию фрагов мышь, больше похожая на киберхищника, чем на грызуна. Слева расположилась кружка с надписью You shall know the truth, and the truth shall make you mad. Внутри — горячая смесь из кофе, топленого молока, корицы, мяты и молотого черного перца. В комнате тепло. Все вокруг привычное и уютное. К чему это я? Ах да: Kholat без усилий разбивает эту атмосферу и заменяет ее своей.
Игра перебрасывает вас на Урал, окружая холодом, одиночеством и бессилием. Завывания ветра начинают атаковать барабанные перепонки с первой же минуты и не останавливаются до самого конца. Прием работает безотказно: сколько горячей жидкости в себя не вливай, окружающая промозглость не дает коже расслабиться. Пар изо рта, конечно, не идет, но от привычного удобства остались только блеклые воспоминания. И чем дальше продвигаешься по сюжету, тем обширнее становится дискомфорт. Камни поднимаются к небу и гулко падают. Доносящийся из ниоткуда шепот заставляет нервно озираться. А когда появляется огненный силуэт, вы (персонаж) бежите не разбирая дороги.
Кроме того, в Kholat весьма непросто ориентироваться. Есть карта, есть компас. Периодически игра снабжает координатами контрольной точки. Смогли найти правильную дорогу — честь вам и хвала. Заплутали — ваши личные трудности.
Главный минус, постоянно намеревающийся разрушить саспенс, — это сюжет. Отсылки к перевалу Дятлова — это замечательно, но мансийская вуду? Ожившие мертвецы Сибири? Серьезно? Возможно, для жителей Северного полушария Земли подобные сюжетные перипетии кажутся жуткой экзотикой, но отечественного геймера рассказывающий очередную мистическую байку голос Шона Бина может грубо вышвырнуть из холодного саспенса в состояние беспрестанного гоготания. А как мы знаем из My Little Pony, смех — главный враг всего страшного.
Благо, Kholat можно пройти за один вечер, и, если приложить определенные усилия, вы получите те самые эмоции, которые изначально закладывали в свое детище разработчики. В конце концов, когда огненные сущности бегают за вами по пятам, а отбиться нет никакой возможности, становится не до смеха.
THE EVIL WITHIN
Год выпуска: 2014
Разработка и издание: Tango Gameworks, Bethesda Softworks
Жанр: TPS, survival horror, stealth
Анонс новой игры от Солнцеликого Синдзи Миками был таким громогласным, что, похоже, все уверовали: после релиза The Evil Within ураган эмоций оставит выжженную дыру в груди, и ее мгновенно зальет ледяная атмосфера survival horror. Однако на деле получилось не столь однозначно, как на бумаге, и любая статья, ревью или же простой тред о новом творении Миками-сама подвергались яростной бомбардировке противоречивых отзывов.
В The Evil Within интересно смещены акценты: очень много survival и очень мало horror. В самом начале игрока ловко поддевают на крючок: детектив Себастьян Кастелланос с напарниками приезжает на вызов в психиатрическую больницу, а через две минуты местный аналог Кожаного лица сбрасывает детектива в озеро кровищи. Без лишних слов этот гротеск сменяется стелсом: Кастелланос с поврежденной ногой должен добраться до двери, не нарвавшись на рослого детину с бензопилой, которая уже вкусила крови полицейского. Дверь найдена, спасенье близко и — бац! — начинается натуральный апокалипсис, авария и…
Что и говорить, пролог бойкий, и после такого ждешь развития сюжета, объяснений и возможности поквитаться с нечистью по-свойски. Но вместо этого игра неожиданно перекрывает подачу сюжета, оставляя вас один на один с геймплеем. По законам жанра, протагонист должен быть слаб, но в The Evil Within он нарочито слаб: бегает неохотно и совсем недолго, целится с видимым трудом, патронов так мало, что жалко тратить, а монстры не только на порядок сильнее Себастьяна, но еще и в группы сбиваются.
В избранных главах игра радует дизайном уровней и монстров, однако дожить до этого смогут лишь те, кто готов задушить в себе казуала. Выбор за вами: challenge accepted или I’m too young to die.
DOOM
Год выпуска: 2016
Разработка и издание: id Software, Bethesda Softworks
Жанр: FPS
12 лет фанаты культового uber-FPS ждали, что же будет дальше. Закулисные коллизии множились и подчас оборачивались такими твистами, что игроманы послабее покидали ветки новостей в поисках валидола. Саспенса хватило всем, а историю создания игры уже можно новеллизировать, а потом и экранизировать под громким заголовком «Игра на повышение». Поскольку нас с вами интересует конечный продукт, мы лишь лаконично упомянем, что вместо продолжения неторопливой и атмосферной третьей части id Software и Bethesda перезапустили франшизу.
И попали в точку! Со времен первого Doom прошло уже более двадцати лет, Serious Sam и Painkiller давным-давно обросли статусом классики, словно мхом, а жанр шутеров от первого лица уютненько отстреливается из-за укрытий, периодически щеголяя QTE-сценами. И в этом самом мире Battlefield и Call Of Duty неожиданно появляется оживший реликт. Он плевать хотел на сюжет и при первой же возможности отшвыривает его подальше. Он не прячется за ящиками, а прорывается сквозь строй двадцати с лишним демонов. Он настолько переполнен яростью, что у него нет даже кнопки перезарядки.
Лучше всего геймплей нового DOOM характеризует хэштег самих разработчиков: #FightLikeHell. Хитрая архитектура локаций не позволяет игроку занять стратегическую позицию: его атакуют не только по плоскости, но еще и сверху и снизу. Таким образом, геймер вынужден не только постоянно находиться в движении, но и на ходу просчитывать следующий шаг (в зависимости от доступного вооружения, типов врагов и самого уровня). Малейшее промедление — и вы уже одной ногой в меню load last checkpoint.
Вообще, тут можно сказать много красных слов. Дизайн демонов, «зверские убийства» в стиле старого доброго ультранасилия, бешеный драйв, замечательный саундтрек от Мика Гордона (зубодробительный джент, смешанный со злобно-минималистичной электроникой), красивая картинка, целый склад различных секретов, включая классические уровни из первого «Дума»… А можно сказать проще: это DOOM. Тот самый.
STASIS
Год выпуска: 2015
Разработка и издание: Chris Bischoff, The Brotherhood
Жанр: point-and-click adventure, survival horror
Пока прогрессивная часть человечества адаптирует свою жизнь под высокие технологии, требуя еще и еще, другая его часть ищет зону комфорта в прошлом. На таких олдтаймеров и ориентирован Stasis, собравший на кикстартере с миру по нитке.
Правда, «комфортной» игру не назовешь. Джон Марачек начал свое путешествие вместе с женой и дочкой на одном корабле, а после гибернации очнулся на другом. Семья Джона исчезла, как и весь (весь ли?) экипаж, зато появилась жуткая аритмия, переломы большей части ребер и сотни трупов разной степени целостности, разбросанных по всему кораблю.
Stasis — это хоррор-адвенчура типа point-and-click, буквально дышащая духом старой школы. Изометрический вид, вручную нарисованные задники, легонькие квесты и максимально враждебная атмосфера. Тут стоит сделать отдельный комплимент ребятам из The Brotherhood: нагнетать они умеют. Ледяной саспенс пустого корабля с гулким эхом, потрескиваниями рации, пищанием медицинского оборудования и деформированной помехами рекламой Jukka Cola сменяется блужданием по колено в медицинских отходах, горами трупов, а то и вовсе кат-сценами с монстрами. Кроме того, авторы не стесняются лепить отсылки буквально ко всем сай-фай-хоррорам: в начальной заставке отчетливо угадывается стилизация под «Чужого», сцена пробуждения — ни дать ни взять «Пандорум», периодически наплывают воспоминания об «Ишимуре» из Dead Space и ассоциации со «Сквозь горизонт». Неизменное ощущение дежавю не раздражает, а увлекает: словно вернулся к чему-то родному после долгих лет скитаний.
Не обошлось и без ложки дегтя: несмотря на потрясающие задники, низкое разрешение весьма удручает, а анимацию иначе как убогой не назовешь. Главное меню с крошечными буковками выглядит еще более заброшенным, чем корабль «Грумлейк», на котором происходят злоключения Джона. Ну и сама история: для point-and-click-адвенчуры у Stasis слишком простенький и линейный сюжет.
Тем не менее глазки быстро привыкают к картинкам в низком разрешении, а игра весьма лаконична и проходится до того, как успевает надоесть. Но если вдруг вам все же наскучили темные отсеки «Грумлейка» или организм уже не выдерживает саспенса, то вы всегда можете открыть инвентарь и покончить с собой (читайте, с Джоном) с помощью практически любого находящегося там предмета.
AMONG THE SLEEP
Год выпуска: 2014
Разработка и издание: Krillbite
Жанр: adventure
Первый взгляд на дебют энергичных ребят из Krillbite заставляет задуматься: а это точно хоррор? Первый взгляд, как правило, всегда вычленяет не то.
Разработчики дарят нам возможность попробовать увидеть мир с нестандартного ракурса. Ведь протагонист Among The Sleep — это не коммандос, не космический слесарь, не частный детектив и даже не обычный японский школьник. Он — двухлетний мальчик.
Этот немаловажный факт не только диктует правила геймплею и окружению, но и игрока заставляет воспринимать все по-особенному. И уж разработчики постарались, чтобы переход, скажем так, в симулякр детского мироощущения прошел без потери качества. Игра изобилует маленькими, но очень яркими фичами. Протагонист в синей пижаме весьма резво ползает, ходит — чуть похуже, а бегает совсем посредственно (любой относительно продолжительный спринт может закончиться падением). Поскольку ребенок еще не умеет читать, все надписи на книгах кажутся смешными каракулями. Сюжетные детали подаются не привычными для поклонников квестов записками, а разбросанными по локациям детскими рисунками — просто и наглядно. Когда становится страшно, можно крепко-крепко обнять мишку Тедди, и станет чуточку легче (то есть светлее). А если потребуется взять паузу, то можно нажать Escape, и тогда малыш закроет глаза ладошками, и только после этого появится стандартное меню.
Окружающая действительность из-за увеличенных размеров кажется гротескной, и даже привычные предметы выглядят странными, а порой — враждебными. Прибавим сюда исключительно детскую способность домысливать и получим красивый и одновременно пугающий полусюрреалистический мир, сотканный из реальности и фантазии.
Но, пожалуй, самое главное — это отклик, который ситуации и образы из игры вызывают внутри. Каждый из нас когда-то был ребенком, и отдельные сцены пробуждают горько-сладкие ассоциации, этакие осколки воспоминаний, окутывающие состоянием тревоги. Такие воспоминания есть у всех, и несмотря на то, что все они глубоко личные, разработчикам удалось очень верно расставить триггеры для их призыва. И стоит лишь одному из этих триггеров сработать, как сразу появляется отыгрыш. Вот тут-то после эмоционального погружения Among The Sleep и превращается в хоррор: гроза снова является прямой угрозой, пальто отбрасывает страшную тень, а в темном углу мерещится чудовище, встреча с которым не сулит ничего хорошего. Так что доставайте своего старого пыльного мишку: на те четыре-шесть часов, что длится игра, он вам пригодится.
DYING LIGHT
Год выпуска: 2014
Разработка и издание: Techland, Warner Bros.
Жанр: FPS, survival horror
Польские умельцы из Techland после корявенького и, чего уж греха таить, беззубого Dead Island провели работу над ошибками, вылившуюся в Dying Light, набитый мародерством, паркуром и ордами зомби под завязку.
Действие происходит в вымышленном мусульманском городе Харран. После вспышки зомби-вируса Минобороны установило блокаду и сбросило на город гуманитарную тушенку, дескать, помогаем, чем можем. А в остальном те, кому (не) посчастливилось быть сожранными в первые часы локального зомби-апокалипсиса, предоставлены сами себе. Игроку выпало управлять Кайлом Крейном, агентом невероятно серьезной организации GRE. Кайла буквально вышвыривают из самолета в Харран, а весь брифинг проводится в свободном полете: нужно найти ранее засланного агента, попутавшего все берега, и изъять у него очень ценные документы.
Стоит сразу оговориться, что сюжет невероятно условен, целиком состоит из штампов и даже не пытается модничать. Человек человеку волк, и все тут. А протагониста и вовсе сделали столь инфантильным, что место ему не в коллекторе с мачете наперевес, а скорее где-нибудь на просторах Эквестрии.
Но соль не в сюжете (помним завет Джона Кармака), а в игровом процессе. Отправить выживших на крыши и обучить их паркуру — великолепная идея! А кто бы мог подумать, что лутинг — столь увлекательный процесс! Типов вооружения и его модификаций достаточно для того, чтобы даже самый распоследний маньяк сублимировал всю свою кровожадность на экран без остатка. И местный виварий ему под стать: классические ромеровские зомби вяло передвигаются и берут лишь числом. Есть и зомби-спринтеры в стиле «28 дней спустя», еще не растерявшие все мозги и после нескольких ударов молящие о пощаде. А также плюющиеся кислотой жабы, сотрясающие землю громилы с топорами, визжащие зомби-дети, «подрывники» со взрывоопасными внутренностями и танкоподобные разрушители, выковыривающие куски асфальта для последующего метания в главного героя.
Но, как известно, самое интересное начинается ночью. Солнце садится, голос по рации обреченно произносит Good night, good luck, и тогда на охоту выходят Они. Тут вам будет и хоррор, и паника, и выброс ударной дозы адреналина. Со временем привыкаешь ко всему, а древо навыков позволяет превратить Кайла Крейна в машину смерти, но первая ночная пробежка запомнится вам надолго, можете поверить на слово. Или, что еще лучше, можете не верить и убедиться во всем самостоятельно.
LAYERS OF FEAR
Год выпуска: 2015
Разработка и издание: Bloober Team
Жанр: survival horror, adventure
Layers Of Fear предлагает на своей шкуре испытать, каково это быть художником, фанатично преданным идее написания картины всей жизни. И тут все зависит от вашего восприятия: если садиться за клавиатуру как сторонний наблюдатель, то недостатки игры не заставят себя ждать. Чрезмерная линейность, граничащая с рельсовостью, слишком простые квесты, пошлые скримеры, которые угадываешь с точностью до секунды. В этом случае спасти впечатление сможет лишь сюжет и финальная часть, шагающая далеко в сторону от привычного спектра «хорошая-плохая концовка» и не пытающаяся расставить точки над умлаутами.
Если же проникнуться историей, почувствовать проблематику (чему игра, несомненно, способствует), то рельсы растают, как туман поутру, а на переднем плане замаячат клубы саспенса и неизменно следующие за ними мурашки. Двери больше не ведут туда, куда вели до этого, стены дома перестали быть родными, а надписи постоянно провоцируют и заставляют спорить с самим собой. Представьте, что вы уже утонули в тревожной атмосфере, от каждого шороха мурашки совершают массовые миграции из одной части тела в другую, и тут появляется надпись: НЕ СМОТРИ НАЗАД. Ваши действия? А теперь представим, что вы прислушались к совету, прошли дальше, а там снова надпись: ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК. Эмоции, возникающие в этот момент, дорогого стоят.
С каким бы настроем вы ни подошли к прохождению, Layers Of Fear готова подарить вам уникальный экспириенс, а концовка послужит хорошей пищей для ума. Да, и не будем забывать про великолепный саунд: раза три за игру звуковое сопровождение непременно пробудит желание снять к чертовой матери наушники. Это уж как пить дать.
SOMA
Год выпуска: 2015
Разработка и издание: Frictional Games
Жанр: survival horror, adventure
Подготовленный геймер, закаливший свой разум в неравной схватке с Penumbra, Amnesia, The Call Of Cthulhu: Dark Corners Of The Earth и Alien: Isolation, на SOMA будет взирать с явным недоверием. Поначалу. В самом деле: где же здесь заявленный survival horror? Смерть не влечет за собой негативных последствий, за персонажа не переживаешь, скримеров нет. Подумаешь, немного неуютно — эка невидаль! А потом, когда компьютер уже спит, а вы лежите в постели один на один со своими мыслями, приходит понимание.
Хоррор в SOMA не физический, а интеллектуальный. Попробуйте представить смерть. Представить себя без эго. Невозможность осознания самого себя. Страшно? То-то же.
С такими сентенциями и пытаются играть разработчики из Frictional Games (на минуточку, создатели уже упомянутых Penumbra и Amnesia). «Ведьма из Блэр» уже доказала, что страх — это то, что в голове, а не на картинках, и SOMA прикладывает все усилия, чтобы оказать максимальное влияние на ваше сознание. И надо сказать, весьма успешно.
Как водится, не обошлось без минусов: отдав все силы в пользу интеллектуальной составляющей и интересного сценария, геймдевы не стали прорабатывать все остальное. Непростые решения по сюжету, живое окружение, подводный комплекс PATHOS-II с его мутным прошлым — это все замечательно. Однако заранее подготовьте себя к симулятору ходьбы. Тут вам не Outlast, знаете ли.
RESIDENT EVIL HD REMASTER
Год выпуска: 2014
Разработка и издание: Capcom
Жанр: survival horror, TPS, adventure
В ремастированной версии «отцового» survival horror от Capcom нет видеозаставки с бойким басовым рисунком и брутальным голосом, по очереди представляющим действующих лиц. Однако все остальное — на месте.
Данное переиздание было необходимо планете, как вода, как воздух! Олдтаймеры могли вновь насладиться прохождением любимой игры, не боясь разбить хрусталик о пиксели (не то чтобы отсутствие графония когда-либо останавливало олдфагов, но, согласитесь, приятная картинка еще никогда никому не мешала). А поколение помоложе наконец получило возможность на себе испытать «как папка воевал» и заодно проникнуться настоящим хардкором. Ведь современные игры (не только хорроры) нечасто могут бросить игроку челлендж, которого тот заслуживает. Поэтому, юные читатели, если после прочтения этого листинга вам до смерти захочется запустить на своей машине/плойке/шайтан-коробке старый добрый «резик», игнорируйте любые предложения по выбору легкого уровня сложности. Только normal и hard!
Как уже было отмечено выше, все ингредиенты оригинала на месте. Крис Рэдфилд по-прежнему не расстается со своей зажигалкой, Джилл Валентайн все так же налегает на боеприпасы, Альберт Вэскер — такая же сволочь, что и в 2002-м, даже заставки открытия дверей никуда не делись.
Что до недостатков — тот, кто ищет, всегда найдет. Можно посетовать на деревянные лица и не самую гладкую анимацию. Или, например, на то, что не все задники выглядят красиво. Но, право же, это занятие — для комплетистов, свято верящих, что во всем есть что-то плохое.
А на деле HD-версия Resident Evil — эталонный survival horror, который даже спустя полтора десятка лет леденит кровь.
Это люди устаревают. Классика — никогда!
ALIEN: ISOLATION
Год выпуска: 2014
Разработка и издание: Creative Asembly, SEGA
Жанр: survival horror, FPS
Если в наши темные времена диктатуры франшиз и отказа от экспериментов и есть что-то гиперреальное, максимально приближенное к идеалу survival horror, то смотрите зорче: это оно.
И дело тут не в кинематографичности. И не в аутентичной стилистике. И не в незаскриптованном искусственном интеллекте: в конце концов, это же просто поведенческая модель, основанная на нескольких паттернах. То есть в игре все это присутствует, но не это главное. Погружение — вот что важно.
Ксеноморф может поджидать за любым углом, сзади, сверху — там, где вы меньше всего этого ждете. Он атакует именно тогда, когда вы уверовали, что еще два коридора все будет спокойно. Его не убить, и от него весьма непросто спрятаться. Можно достать детектор движения, сделанный из спичек и желудей, но он пищит, как сукин сын, и вероятность того, что Чужой побежит прямиком к вам, возрастает по экспоненте. К этому моменту саспенс достигает пика, и скользкими от напряжения пальцами вы велите Аманде Рипли выключить детектор. Вот оно! Вот здесь: после предательского пищания девайса вы ожидаете, что ксеноморф нападет. Сердце стучит по обе стороны монитора. И самое главное, вы уже не можете определить, где заканчивается ваше натужное дыхание и начинается натужное дыхание Аманды. Это дорогого стоит!
А если отвлечься от личных поллюций, то Alien: Isolation — это отлично проработанный продукт, вылепленный с любовью и оглядкой на вселенную. Графика радует глаз даже спустя три года (и это при том, что современный геймер уже избалован вереницей бенчмарков, стилизованных под игры). Оптимизация — мое почтение. Искусственный интеллект ксеноморфов может поставить в тупик даже дядек со стажем, в то время как казуальный игрок начинает вспоминать рассказы старших товарищей о магическом слове «хардкор». Дизайн окружения выполнен в полном соответствии с фильмом 1979 года: у особо склонных к ностальгии при первом же сохранении наблюдается непроизвольное слезоотделение. Прибавьте сюда атмосферу обреченности, смешанной с чувством собственной ущербности и практически религиозного благоговения перед совершенной машиной убийства. Это не передать мертвыми буквами, в это нужно погрузиться самому.