Заклятье: другая сторона шведского ужаса
В прокате идет шведский хоррор «Заклятье: Другая сторона», который в прессе действительно сравнивают с тем самым «Заклятием» Джеймса Вана. Дмитрий Соколов разбирается, насколько оправданы такие параллели.
«Заклятье: Другая сторона» / Andra sidan (2020)
Режиссеры: Торд Даниэльссон, Оскар Мелландер
Сценарий: Торд Даниэльссон, Оскар Мелландер
Операторы: Хенрик Йоханссон, Андрес Ригнелль
Продюсеры: Гила Бергквист, Джон Р. Халльстрём
Пятилетний Лукас (Эдди Эриксон Домингес) вместе с папой (Лайнус Уолгрен) и мачехой (Дилаг Гвинн) переезжает в новый дом. Поначалу семейная жизнь течет без происшествий, однако вскоре Лукас начинает все чаще играть с невидимым ребенком, а заодно бояться чердака. Поскольку в будни отца дома не бывает, мачехе придется самой защищать мальчика от неведомой злой силы, поселившейся в доме.
«Другая сторона» (слово «Заклятье» — не более чем маркетинговый ход) — первый полнометражный проект двух режиссеров, Торда Даниэльссона и Оскара Мелландера, ранее работавших над телесериалами. Сценарий для своего дебюта Мелландер и Даниэльссон писали сами, и в их работе, действительно, ощущается сильное влияние фильмов Вана, а также его продюсерских проектов («И гаснет свет»). Дизайн самого главного монстра отсылает, впрочем, не столько к франшизе «Заклятие», сколько к одной из самых знаменитых сцен «Изгоняющего дьявола». В то же время не вполне справедливо упрекать дебютантов в отсутствии оригинальности: фильм отнюдь не претендует на статус «нового слова в жанре» или «разрушителя конвенций».
Это вполне традиционный мистический хоррор, выстроенный вокруг классической ситуации «дома с привидениями», переплетенный с семейной историей. Драматическая часть, впрочем, всегда остается на втором плане, в первую очередь сценарий сосредоточен на попытках героини Диланн Гвинн выяснить, что же произошло в доме. Даниэльссон и Мелландер хорошо усвоили особенности стиля Вана: скримеры применяются редко (хотя совсем без них не обходится), предпочтение здесь отдают медленному нарастанию напряжения. Медитативный темп дополняется холодной серо-черной цветовой палитрой, напоминающей о скандинавской зиме. На поддержание должной атмосферы работает и очень сдержанное использование авторами звука: некоторые особенно напряженные сцены вообще не используют «бу-эффект», и молчат в них намного чаще, чем кричат.
К сожалению, в двух важных моментах Даниэльссон и Мелландер просчитались. Во-первых, кое-где их подводит не вполне понятное желание показать призрака подробнее, чем следует — из-за чего эффект от тех же скримеров заметно слабеет. И, что серьезнее, финальная конфронтация оформлена на удивление скромно — момент борьбы со злом в ней максимально приглушен, из-за чего не совсем ясно, что именно позволяет главной героине уцелеть.
Тем не менее, свою долю саспенса «Другая сторона» обеспечивает. Для шведского хоррора это вообще не самый типичный фильм — своей последовательной ориентацией на иностранную классику жанра он больше напоминает «Нежить», а не сконцентрированный на драме «Впусти меня». В определенном смысле это действительно «шведское Заклятье» — даже для того, чтобы хорошо скопировать уже работающий и популярный образец тоже нужен талант, в «Другой стороне» он отчетливо заметен.