«Антрум: Самый опасный фильм из когда-либо снятых»: Игры на костях ретро-хоррора
Возможно, это последняя рецензия Ольги Шредер для RussoRosso, ведь она рискнула посмотреть «самый опасный фильм из когда-либо снятых» — и теперь никто не знает, что ждет ее дальше…
«Антрум: Самый опасный фильм из когда-либо снятых» / Antrum: The Deadliest Film Ever Made (2018)
Режиссеры: Дэвид Амито, Майкл Лайчини
Сценарий: Дэвид Амито, Майкл Лайчини
Оператор: Максимилиан Милчальчик
Продюсеры: Дэвид Амито, Майкл Лайчини, Дэвид Бонд
По задумке канадских режиссеров Дэвида Амито и Майкла Лайчини, «Антрум: Самый опасный фильм из когда-либо снятых» состоит из двух частей. Первая – мокьюментари-вставки в начале и конце фильма, которые объясняют легенду вокруг некой проклятой киноленты «Антрум» 1979 года. Каждый, кто ее посмотрел, вскоре погиб. В 2018 году была найдена копия пленки. Именно ее и предлагают посмотреть после долгого предупреждения на экране: «Антрум» небезопасен. Если вы не готовы к возможным последствиям – покиньте кинотеатр. Отсчет начался.
Впервые «Антрум: Самый опасный фильм из когда-либо снятых» был показан на Brooklyn Horror Fim Festival в конце 2018 года. Это хороший пример кино, которому жизненно необходим большой экран: по сюжету псевдодокументальных частей, «Антрум» убил организаторов фестиваля, из-за чего в дальнейшем фильм постоянно отклоняли. Также из-за «Антрума» якобы вспыхнул кинотеатр, а в другом кто-то подлил в масло для попкорна ЛСД. По словам исполнительного продюсера Эрика Фертина, многие действительно поверили в историю с проклятием, а в один кинотеатр даже пригласили священника, чтобы он освятил зал перед показом.
Вторая часть – сам фильм. По сюжету «Антрума», маленький Натан мучается от кошмаров после того, как его любимую собаку Максин усыпили. Мама сказала, что Максин была «плохой девочкой», а значит теперь ее душа горит в аду. Чтобы помочь Натану справиться с потерей, старшая сестра Орэли выдумала историю, будто Люцифер сошел на землю в местном лесу. Они сбегают из дома, чтобы выкопать в этой точке тоннель в преисподнюю и спасти Максин от вечных мук, но чем глубже копают дети, тем более пугающим становится лес.
Амито и Лайчини отходят от жанровых шаблонов мокьюментари и фаунд футадж, где самое жуткое остается за кадром. Зрителю не нужно додумывать, что произошло вне поля его зрения, так как перед ним художественный фильм, а все его тайны были разжеваны «специалистами». Однако сложно сказать, что у режиссеров, решивших изменить жанровым традициям, действительно получилось придумать миф, от которого бегут мурашки.
Как и многие хорроры 70-х, «Антрум» выглядит немного неуклюже и наивно. Но обработка и цветокоррекция под старую пленку все равно не дают ощущения, что это фильм из прошлого. В «Антруме» узнаются современные методы повествования, в том числе визуальные: все, от выбора ракурса до стиля монтажа, скорее напоминает, чем соответствует особенностям реального жанрового кино 70-х. То же касается и содержания фильма: кажется, будто режиссеры увлечены сразу несколькими большими идеями, которые трудно реализовать разом. Например, помимо пленки и вставок на экране появляются странные черно-белые кадры с пытками и демоническими образами, которые вмонтировал в фильм неизвестный человек. Эти кадры призывают задуматься, у кого же была пленка все эти годы.
По сравнению с популярными псевдодокументальными фильмами (например, «Ведьма из Блэр», рекламная кампания которой поддерживала легенду о пропаже актеров), «Антрум» больше похож на мрачную сказку о детских травмах и о мистическом ощущении мира. У входа в лес Натан и Орэли видят табличку, которая призывает не убивать себя – очевидно, это место популярно у самоубийц. Об этом также говорят вещи, оставленные родственниками погибших, и останки человеческих тел в траве. Пока дети играют в «Ад» Данте на костях, реальный мир тревожит куда больше, чем гримуары и истории о Цербере. В конце концов, самую большую опасность для ребят представляют не демоны, а внезапно появившиеся полоумные сатанисты, которые пытаются принести героев в жертву.
В конце «исследователи» объясняют, что причиной, по которой люди погибали после просмотра, стали механизмы подсознания: якобы сигилы – оккультные символы, – которые появляются поверх пленки, пробуждают в зрителе культурные и религиозные ассоциации с самыми страшными вещами – смертью и адом. Тот, кто верил в силу знаков, «настраивался» на смерть рядом изображений и звуковыми частотами. Получилось даже весело: сначала фильм пытается убедить зрителя в достоверности мифа о найденной пленке, а затем – что каждый, кто поверил в этот миф, умрет в ближайшее время.