«Астрал. Остров проклятых»: разрушительная сила одиночества

В российском прокате идёт бойкий хоррор «Астрал. Остров проклятых» — удивительный гибрид мистического фильма ужасов, слэшера и семейной драмы. Артём Петров рассказывает, почему не стоит пропускать дебютную работу индонезийского режиссёра Ферри Пей Иравана.
«Астрал. Остров проклятых» / Palau Hantu (2024)
Режиссёр: Ферри Пей Ираван
Сценарий: Эрванто Алпхадуллах
Оператор: Сони Сениаван
Продюсеры: Раам Пунджаби, Кен Манвани, Амрит Пунджаби, Рахи Пунджаби, Эрланд Танджун
Дара (Таскья Намья) устала от контроля со стороны строгой матери, поэтому, несмотря на запрет, решает сбежать на курорт вместе с друзьями. По пути к месту следования их яхта села на мель у острова, где расположена заброшенная психиатрическая лечебница «Оазис». Пока капитан ремонтирует судно, главные герои отправляются исследовать местность. Из пустого учреждения доносится детский плач и молодые люди спешат на помощь, не подозревая, что вскоре попадут в ловушку злобной сверхъестественной сущности.
Имя режиссёра Ферри Пей Иравана мало что скажет даже самому искушённому фанату индонезийского кинематографа. Постановщик только начал свой творческий путь. А вот сценарист Эрванто Алпхадуллах ранее уже написал крепкие сценарии к хоррорам «Обряд. Во власти демона» и «Пункт назначения: Поезд № 13». Ключевой темой его сюжетов нередко становятся отношения внутри семьи. Новый фильм не стал исключением.
Может показаться, что эпизод ссоры Дары со своей матерью в начале служит лишь для того, чтобы подчеркнуть тему конфликта поколений. Молодые люди только что выпустились из университета — впереди вся жизнь, работа, бытовые проблемы и другие трудности. Уступать строгим старикам и упускать возможность насладиться беззаботной молодостью совсем не хочется. Однако такой опытный сценарист как Эрванто Алпхадуллах добавляет в сюжет драматической глубины с помощью антагонистки с противоположным взглядом на жизнь.
Призрак Малы (Аманда Грин) становится для Дары зеркальным отражением: в отличие от вспыльчивой героини, Мала всегда любила своих родителей и отчаянно ждала взаимности, но ее желание разбивалось о стену равнодушия и насилия. Заготовленную почву для будущего зла оставалось лишь полить слезами разочарования и удобрить отборной ненавистью, чтобы взрастить на нём настоящую машину, уничтожающую всех на своём пути. Виновных и правых не существует. Все обязаны испытать такую же сильную боль.
Может сложиться впечатление, что создатели фильма делают драму в ущерб хоррору. Но это не так. Оба жанра гармонично соседствуют. Параллельно Ферри Пей Ираван демонстрирует колоссальную силу призрака. Психиатрическая лечебница и прилегающая территория стали для неё охотничьими угодьями, на которых жертва не будет испытывать ничего, кроме невероятного страха. А когда игры кончатся, настанет момент расправы, и призрак, словно маньяк из классического слэшера, продемонстрирует творческий подход к фирменному для Индонезии ультранасилию. И для этого не нужны маска и мачете. Хватит лишь нескольких второстепенных персонажей, созданных специально на убой.
«Астрал. Остров проклятых» получился отличным гибридом из драмы, мистики и слэшера. При этом ни один из перечисленных жанров не берёт верх, создавая необходимый баланс, позволяющий каждому зрителю найти свой подход к картине. Ферри Пей Ираван успешно справился со своим дебютом — теперь остаётся только следить за его дальнейшей карьерой.