«Заклятие 3: По воле дьявола»: Очень мёртвые дела
В прокате идет «Заклятие 3: По воле дьявола» — очередная глава в одной из ключевых хоррор-франшиз 2010-х. О том, что на этот раз приготовили создатели фильма для поклонников Эда и Лоррейн Уорренов — рассказывает Дмитрий Соколов.
«Заклятие 3: По воле дьявола» / The Conjuring: The Devil Made Me Do It (2021)
Режиссер: Майкл Чавес
Сценарий: Дэвид Лесли Джонсон, Джеймс Ван, Чад Хэйес, Кэри Хэйес
Оператор: Майкл Бёрджесс
Продюсеры: Ричард Бренер, Майкл Клиар, Уилл Гринфилд и др.
Коннектикут, 1981 год. Восьмилетний Дэвид Глатцель проходит через мучительный ритуал экзорцизма в кругу семьи, а также Эда и Лоррейн Уорренов. Видя невыносимые страдания ребенка, Арне Джонсон, парень старшей сестры Дэвида, предлагает демону забрать себя вместо мальчика. Экзорцизм на этом заканчивается, а Дэвид, кажется, спасен — однако Арне вскоре пожалеет о своем необдуманном решении.
В третьей части «Заклятия» режиссерский пост занял Майкл Чавес («Проклятие плачущей»), человек для франшизы не случайный, известный в кино в основном своей работой с визуальными эффектами. Триквел с самого начала показывает, что перед нами не упражнение в поиске авторского стиля, а напротив — максимально точная стилизация под первые две части. Об этом напоминают прежде всего фирменные для франшизы саспенс-сцены, в которых скримеры чередуются с напряженной тишиной. Цветовая гамма с приглушенными, рыжевато-черными оттенками, также напоминает о первой части. Не забывает Чавес и о том, что в «Заклятии» всегда находилось место для сентиментальных моментов: на этот раз нам немного больше расскажут о прошлом Эда и Лоррейн и об их встрече.
В то же время триквел не стремится к шаблонному копированию фильмов Джеймса Вана, постепенно в сюжете происходит заметное смещение акцентов в сторону детективной линии. В отличие от первой или второй частей, которые представляли собой вариации на классическую тему «домов с привидениями», третья глава рассказывает об одержимости. Как и в случае с прошлыми фильмами, в основе сценария лежит задокументированное убийство и последующий суд, на котором Арне Джонсон заявил, что в момент преступления находился в состоянии демонической одержимости. Поразительно не это заявление, а то, что защита пыталась использовать столь необычный аргумент в суде — именно это обстоятельство сделало процесс над Джонсоном сенсацией.
Но, по традиции, характерной для франшизы, Чавес помещает хорошо известные факты в рамки своеобразной «криптоистории», рассказывающей о сверхъестественной подоплеке реальных событий. И в результате на переднем плане в триквеле «Заклятия» оказывается детективная линия, отодвигающая в тень юридические вопросы, а заодно и семью Глатцель. В центр истории помещены теперь Эд и Лоррейн, именно вокруг них крутится вся интрига — так что третья часть превращается не в историю двух семей (одной из которых угрожают призраки), а в расследование мистических событий и реальных преступлений.
Надо отдать Чавесу должное: при том, что ему кое-где не хватает элегантности и выверенности Вана, фильм не выглядит инородным телом во франшизе. Пусть драматические эпизоды удаются ему хуже, чем джампскейры, он вполне способен создать и поддерживать в кадре атмосферу, напоминающую о том, что «Заклятие» — это мрачный хоррор на религиозные темы, а не сентиментальная драма с элементами мистики. В этом также огромная заслуга Патрика Уилсона и Веры Фармиги, которые, как и всегда, отлично смотрятся в привычных образах Эда и Лоррейн, химия между ними все столь же сильна, как и прежде. Можно с уверенностью сказать, что очередное возвращение во вселенную «Заклятия» прошло успешно.