«Рассвет застилает глаза»: но завтра всё будет иначе?
Картина «Рассвет застилает глаза» стояла в графике релизов на 17 ноября, но таинственным образом пропала из проката. Яна Телова считает, что это вполне в духе фильма, который не стоит упускать из вида. Почему – читайте в её рецензии.
Рассвет застилает глаза / Dawn Breaks Behind the Eyes (2022)
Режиссёр: Кевин Копацка
Сценарист: Кевин Копацка, Лили Виланьи
Оператор: Лукас Долгнер
Продюсеры: Лили Виланьи, Кевин Копацка
Романтично-меланхоличная Марго и её неуравновешенный супруг Дитер берут машину и на ночь глядя уезжают далеко от города, чтобы взглянуть на недавно перешедшее в их владение наследство. Старинный замок времён тюдоровской готики привлекает внимание женщины и до смерти пугает мужчину. Нервно озираясь, он предлагает Марго переночевать в отеле, а утром вернуться и осмотреть здание, но высокие потолки, пыльные зеркала, обилие старинных подсвечников и, непонятно откуда взявшийся чёрный кот, уже захватили ее внимание. Марго хочет остаться.
Фильм австрийского режиссёра Кевина Копацки (Hager) и его сосценаристки Лили Вилланьи не терпит описаний. Всё, что произойдёт после прибытия главных героев, — субъективно. Рассыпающаяся на фрагменты из времени и пространства, картина остаётся верна лишь месту действия, которое и становится единственным якорем. Чем больше реальных минут будет потрачено на просмотр, тем сложнее и многозначительнее окажется кинематографическая вселенная Копацки, но в финале всё вернется к началу и станет ясно — этот день не закончится никогда.
Черпая вдохновение в основах готической литературы («Замок Отранто», 1764), французских экранизациях Эдгара Аллана По («Падение дома Ашеров», 1928), американских нуарах («Ребекка», 1940), итальянских триллерах («Маломбра», 1942), а также в ужасах Марио Бавы («Плеть и тело», 1963) и сексуальных кошмарах Жана Роллена («Железная роза», 1973), молодой австрийский режиссёр и его команда создают своего Франкенштейна. Однако собранный из легко узнаваемых кусочков, «Рассвет…» вовсе не кажется чей-то, даже частичной, копией. Рифмуя готическую литературу с грайндхаусом и горькими слезами Петры фон Кант, Копацки 74 минуты демонстрирует оригинальность обнаруженного изящества. Фильм в буквальном смысле можно разбить на фотограммы, каждую из которых захочется изучать вечно.
Возможно, именно так и стоит поступить, чтобы отыскать выход из лабиринта, за очередным поворотом которого прячется новая загадка, превращающая фильм в тест на внимательность. Дитер находит в винном погребе сундук со странным содержимым: газетная статья с кричащим заголовком «Ад на съемках», плеть и корригирующие очки в черной оправе. Что это за набор и почему он хранится в заброшенном замке? Дитер берёт в руки плеть и поднимается по лестнице, напевая зловещую песенку: «Марго сегодня заснёт навечно» — неужели этот дом сводит его с ума, как когда-то отель лишил разума Джека Торренса? Не оставляя времени на раздумья, кино переходит к следующему пункту в сценарии, вновь сохраняя лишь видимое место действия. Деревянные шкафы и сверкающие фужеры станут новыми элементами декорации для старой истории о мужском предательстве и долгожданном женском освобождении, но едва на экране появится место для ясности и солнечного света, как причудливая реальность в очередной раз изменится, запуская ночь заново.