«Жажда смерти»: Сочувствие господину Месть
Сегодня в российский прокат выходит «Жажда смерти» — новый фильм Элая Рота и ремейк одноименной картины 1974 года. RussoRosso рассказывает, в чем главные различия между оригинальной и модернизированной версиями, и объясняет, почему на фильм стоит сходить не только поклонникам Брюса Уиллиса.
«Жажда смерти» / Death Wish (2018)
Режиссер: Элай Рот
Сценарий: Джо Карнахан по сценарию Венделла Майеса по роману Брайана Гарфилда
Оператор: Рогир Стофферс
Продюсеры: Роджер Бирнбаум, Стивен Дж. Идс, Илона Херцберг, Ирен Литински
Дистрибьютор в России: «Экспонента» (в прокате с 5 апреля)
Пол Керси (Брюс Уиллис) — талантливый хирург, регулярно спасающий жизни на операционном столе. Однажды в его дом врываются вооруженные бандиты и убивают жену, а чудом выжившая после нападения дочь впадает в кому. Полиция бездействует, и расследование идет слишком медленно. Это побуждает прежде мирного Керси взяться за оружие и самостоятельно отправиться на поиски убийц — отстреливая всех попадающихся на пути гангстеров.
Оригинальная «Жажда смерти», вышедшая на экраны в середине 1970-х, — это парадигмальный vigilante film, в котором герой Чарльза Бронсона безжалостно уничтожает мелкий криминалитет на улицах Нью-Йорка. Элай Рот, в свою очередь, известен как автор жестоких и наполненных физиологическими подробностями хорроров, вдохновленных традицией грайндхаусов. В ремейке «Жажды смерти» Рот попытался органично соединить эстетику эксплуатационного кинематографа с очень важной в США темой «вооруженного народа», которая всегда присутствует в публичных дебатах о контроле за оружием.
Если в оригинале Майкла Уиннера в фокусе внимания находится личность Пола Керси и весь фильм посвящен его превращению из образцового либерального пацифиста в хладнокровного уличного мстителя, то в версии Рота центром притяжения истории становится семья Керси, включающая не только Пола и выжившую дочь, но также брата (Винсент Д’Онофрио), абсолютно новую фигуру, отсутствовавшую в версии 1974 года. По ходу сюжета становится понятно, что Рот достаточно аккуратно сдвигает акцент с «уличного правосудия» на поиски конкретных виновников трагедии, случившейся с Полом. Конечно, сценаристы не забывают учесть современный контекст — видео со «Жнецом» (так называют неуловимого мстителя горожане) заполоняют YouTube, сам Пол учится разбирать пистолет и стрелять по видеоурокам, а мемы с ним плодятся после первого же публичного появления.
Но вся современность здесь не более чем фон для семейной вендетты отдельно взятого человека. Это можно считать главной недоработкой картины: Рот вывел на передний план типичный для экшн-фильмов мотив личной мести (кстати, ставший основой сюжета и в «Жажде смерти 2» 1982 года), и те, кто ждет vigilante-истории, вероятно, будут разочарованы. К тому же парочка второстепенных сюжетных линий в сценарии сделана спустя рукава — в частности, полиция, подобно противникам в восьмибитных играх, всегда действует в режиме «пониженной сложности», чтобы не создавать непреодолимых препятствий главному герою.
Зато с насилием — как и следовало ожидать — все в полном порядке. Когда Керси приступает к импровизированным казням, то жанровое прошлое Рота дает о себе знать. В фильме есть минимум одна сцена, которую оценят все поклонники «Хостела». В то же время Рот, в отличие от Уиннера, добавляет в историю заметное количество юмора: от иронии по поводу психиатрии до полицейских, поедающих торт прямо со стола в доме подозреваемого. В отличие от оригинала, драматический компонент здесь построен на клишированных персонажах — Рота больше заботят перестрелки, чем душевные терзания главного героя. Как и социальный комментарий, драма здесь пусть и постоянный, но все же фон, на котором происходит основное действие.
В итоге новая «Жажда смерти» вышла отличным фильмом о мести, но в качестве фильма о vigilante она работает в лучшем случае вполсилы. В этом, однако, нет ничего плохого — особенно если вспомнить, какую траекторию проделала оригинальная франшиза о Поле Керси.