«Дом ада. Спуск к дьяволу»: смертоносная родословная
В российских кинотеатрах идёт «Дом ада. Спуск к дьяволу». Пугающие манекены клоунов, атмосфера заброшенного отеля и эффект документальной правдоподобности сделали киносерию Hell House LLC особенной и запоминающейся. Александра Васильева рассказывает, каким получился пятый фильм франшизы — первый, снятый не в стиле «найденной плёнки».
«Дом Ада. Спуск к дьяволу» / Hell House LLC: Lineage (2025)
Режиссёр: Стивен Коньетти
Сценарий: Стивен Коньетти
Оператор: Брайан Кинэн
Продюсер: Джо Бенделли
В центре сюжета — журналистка Ванесса Шепард (Элизабет Вермилиея), вернувшаяся к жизни после трагедии на спектакле «Бессонница». Девушка продолжает видеть повторяющиеся кошмары о событиях прошлого. От психотерапевта Ванесса узнаёт, что подобные страшные видения преследуют не только других выживших, но и родственников тех, кто пропал или погиб в городе Абаддон — в здании отеля, в поместье Кармайклов или на ярмарке.
Оригинальное название фильма «Hell House LLC: Lineage» переводится как «ООО Дом ада: Родословная», что отсылает нас к основной идее фильма — все жертвы Абаддона связаны с происшествием 1989 года: цепочка таинственных исчезновений и смертей ведёт к виновникам аварии, в которой погибла Маргарет. Патрик, который доверился культу и очутился в аду, приходит за потомками тех, кто был в машине в ту злополучную ночь, когда погибла его сестра. Так, одна ошибка негативно повлияла на целые поколения людей, так или иначе связанных с прошлым Дома Ада.
Режиссёр фильма Стивен Коньетти снял и остальные части франшизы, но в этот раз решил отказаться от стиля «найденной плёнки». С одной стороны, это добавило больше свободы — у авторов исчезла необходимость искать способы показать события от первого лица, и фильм беспрепятственно перемещается между основными действиями и флешбеками. Кроме того, у создателей появилась возможность передать состояние персонажей с помощью видений и кошмарных снов, которые стирают грань между реальностью и иллюзией. С другой стороны, пропала особенность франшизы, которая изначально привлекла зрителя к экрану интересным решением нарратива и заставила сидеть в ожидании, что в любой момент камера запечатлит жуткого призрака.
Флешбеки напоминают зрителям о прошлом Абаддона — о Патрике, который хочет воскресить сестру, но в итоге помогает культистам открыть врата в ад и становится одним из жутких «клоунов»; о ярмарке, на которой «клоуны» похищают и убивают людей; о предыдущих жертвах Абаддона, которые так и не смогли вернуться домой. В основной канве повествования Ванесса не только страдает от кошмарных сновидений, но и винит себя за то, что произошло на спектакле. Она раскрыла замысел Рассела, но не смогла остановить мужчину. Пока Ванесса мучается морально, другие уцелевшие погибают при загадочных обстоятельствах или кончают с жизнью, чтобы «Абаддон» не добрался до них раньше.
Фильм заимствует приёмы и визуальные решения предыдущих частей, связывая современность с прошлым и создавая ощущение непрерывной истории. Например, призрак Маргарет в безликой маске пугает героев и снова исчезает за поворотом. Ещё одна узнаваемая деталь в кадре «Спуска к дьяволу» — красный резиновый мячик, появление которого предвещает смертельную опасность и скорую гибель. Манекены клоунов, ставшие самым известным символом киносерии, больше не выглядят безобидно — они открыто преследуют и убивают персонажей. Связь пятой части с предыдущими фильмами превращает историю Абаддона и его обитателей в бесконечный кошмар, где прошлое и настоящее сливаются.
«Дом ада. Спуск к дьяволу» не ставит точку в истории франшизы. Напротив, фильм расширяет мифологию, вводит новые сюжетные линии и оставляет ключевые события без объяснения. Вместо окончательного ответа зрители получают новые вопросы, а финальный клиффхэнгер напрямую указывает на то, что хроника зловещего учреждения далека от завершения. И хотя поклонники ожидали логичной развязки, создатели выбрали иной путь — сохранить атмосферу таинственности и дать понять, что зло в Абаддоне всё ещё живо и никто не сможет его остановить.
Читайте также:
Адская хронология: как развивались события франшизы «Дом ада»