«Страна призраков»: Теорема Паскаля
Долгожданное возвращение режиссера «Мучениц» Паскаля Ложье в хоррор-вселенную удостоилось внимания отечественного дистрибьютора и теперь доступно для ознакомления в российских кинотеатрах. RussoRosso докладывает о своих впечатлениях.
«Страна призраков» / Ghostland (2018)
Режиссер: Паскаль Ложье
Сценарий: Паскаль Ложье
Оператор: Дэнни Новак
Продюсеры: Йен Димерман, Скотт Кеннеди, Жан-Шарль Леви и другие
Дистрибьютор в России: «Каскад» (в прокате с 15 марта)
Мать с двумя дочерьми, фантазеркой и бунтаркой, переезжает в набитый куклами дом умершей родственницы, где в первый же вечер их атакуют готический андрогин и непредсказуемый громила. Проходит несколько лет, одна из сестер успевает переселиться в город, написать роман ужасов по мотивам злополучной ночи и прославиться, другая потихоньку сходит с ума в подвале все того же дома под надзором апатичной матери. По тревожному звонку писательница возвращается в знакомые края.
Паскаль Ложье, тянувший с новым фильмом аж шесть лет, оставался последней загадкой группы «французских экстремистов», сделавших себе имя в 2000-е, и внезапно стартовавшая в начале года промокампания лишь подогревала интерес. Красивое название, убийственно мрачные образы на кадрах, царство истерики в депрессивных трейлерах, сообщение о победе на приличном фестивале в Жерармере — поводов для сомнений попросту не оставалось: режиссер вернулся по-настоящему. Ах, если бы.
Впервые в своем творчестве Ложье обращается к джампскейрам — и это, есть ощущение, единственное из того, что в новом фильме он делает впервые. В остальном «Страна призраков» — прилежный диджей-сет из «Сент-Анжа» (2004), «Мучениц» (2008) и «Верзилы» (2012), набитый авторскими фишками так, что хоть уши от счастья закрывай, вот только результат выходит меньше суммы составляющих. Сшитый сплошь из женских воплей и стуков в закрытые двери фильм — а это и есть «Мученицы» — не сражает ни воплями, ни стуками: в «Стране призраков» просто-напросто некому вбивать гвозди в чью-нибудь голову. Сюжетный поворот ближе к серединке — а это в первую очередь «Верзила» — прикольно, конечно, но ничего такого. Милен Фармер в концовке грустно машет ручкой «Сент-Анжу».
«Страна призраков» для Ложье вышла примерно тем же, чем в свое время обернулся «Среди живущих» (2014) для Александра Бустильо и Жюльена Мори — других французов, вызывавших в нулевые обмороки в зрительных залах. Всё на месте, всё красиво, формально — режиссерский максимум, но спустя годы знакомые шестеренки крутиться больше не желают. Зритель, ронявший челюсть на «Мученицах», подрос и успел повидать всякого, а для новичков сегодня успешно существует компания Blumhouse. Бустильо и Мори, ощутив недостаток творческого запала, после наиболее слабого пункта в фильмографии ушли работать с большой хоррор-франшизой — в студийный мир их звали еще после «Мести нерожденному» (2007), но те всё качали головой: мы, мол, хотим делать кино по-своему. Последует ли Ложье, сочинивший «Страну призраков» в условиях абсолютной свободы, той же дорожкой?