«Гори, гори ясно»: А был ли мальчик?
Чем грозит жанру злой инопланетный ребенок в супергеройском плаще? Пробуем разобраться с этим в рецензии на главную прокатную новинку недели.
«Гори, гори ясно» / Brightburn (2019)
Режиссер: Дэвид Яровески
Сценарий: Брайан Ганн и Марк Ганн
Оператор: Майкл Даллаторре
Продюсеры: Джеймс Ганн, Кеннетт Хуанг, Дэн Клифтон и другие
Дистрибьютор в России: WDSSPR (в прокате с 23 мая)
Двенадцатилетний Брэндон, усыновленный парой из провинциального Брайтбёрна, начинает понимать, что он особенный. Не как другие дети и даже не как приемные, а по-настоящему: он может отбросить газонокосилку на несколько сотен метров или взмыть в небеса за считанные секунды. Такие способности вполне сошли бы за дар, если бы не одно но: в пареньке пробуждается желание поработить весь земной шар. А страшнее подростка, который получает возможность буквально испепелять людей взглядом, нет ничего.
Хотя сюжет «Гори, гори ясно» и повторяет историю становления Супермена (в обоих произведениях парочка фермеров находит космический корабль с ребенком-гуманоидом и решает его усыновить), от супергеройской тематики здесь сохранился разве что декор. Отголоски оригинала находятся лишь в потрепанном плаще с маской, которые Брэндон носит во время убийств. Во всем остальном это кино — традиционный слэшер, лишь иногда позволяющий себе небольшие вольности.
С одной стороны, такой подход растрачивает интересный хай-концепт и подстраивает его под миллион жанровых условностей. Создатели «Гори, гори ясно» берут оригинальный зачин и накладывают на него стереотипные представления о слэшере. Но все могло бы случиться и по-другому: например, сюжетно похожая «Хроника» (2012) такой ошибки избежала и при этом умудрилась остаться в конвенциональных жанровых рамках. Типичность фабулы создатели «Гори, гори ясно» приправляют проблематикой отцов и детей и страха перед взрослением ребенка, и в результате людей убивает не Джейсон Вурхиз или Майкл Майерс, а обычный мальчишка. Именно специфика героя (инфантилизм и пубертатные проблемы) очеловечивает его и не дает остаться фильму лишь новой оберткой для классической истории. В какой-то момент Брэндон начинает выглядеть не как голая функция, а как вполне самостоятельный и живой персонаж.
Несмотря на жанровую шаблонность, здесь порой встречаются фирменные приемы, будто бы пришедшие из «Слизняка» (2006) Джеймса Ганна (в «Гори, гори ясно» он продюсер). Они делают фильм гораздо колоритнее — например, за счет качественного черного юмора, который появляется в сценах изобретательных и жестоких расправ. Таких ганновских фишек здесь не слишком много, но даже их редкое появление значительно оживляет кино. Проблема заключается в том, что Ганн и его братья (Брайан и Марк Ганны написали сценарий и выступили исполнительными продюсерами фильма) и режиссер Дэвид Яровески попытались объединить два достаточно индивидуальных авторских видения в одно, и в итоге каждого из них в фильме оказалось слишком мало.
«Гори, гори ясно» — не плохое кино, а результат плохого распоряжения прекрасным потенциалом. Говорить об этом фильме точнее всего будет в ключе неоправданных ожиданий и упущенных возможностей. Как представитель поджанра он строго соблюдает все условности и из-за этого становится крепким середняком. «Гори, гори ясно» не хватает наглости и смелости в деталях: где-то самоиронии, где-то откровенности. Потенциально новое слово в слэшере обернулось еще одним неплохим упражнением в жанре. Спасибо, что хотя бы без очередной неумелой деконструкции.