«Грешники»: безумный танец с дьяволом
«Грешники» Райана Куглера (дилогия «Чёрная Пантера») стали одним из самых обсуждаемых фильмов прошедшей весны. При бюджете в 90$ млн. ретро-хоррор о вампирах остановил своё шествие в прокате на отметке в 364$ млн. Прекрасный результат для оригинального фильма с рейтингом R. О том, каким получился фильм и почему картина может стать одним из фаворитов наградной гонки, рассказывает Кирилл Артамонов.
«Грешники» / Sinners (2025)
Режиссёр: Райан Куглер
Сценарий: Райан Куглер
Оператор: Отем Дюральд
Продюсеры: Райан Куглер, Зинзи Эванс, Севак Оганян, Людвиг Горанссон и др.
1932 год. Братья-близнецы Смоук и Стэк Мур (обе роли исполнил Майкл Б. Джордан) возвращаются на свою историческую родину в Миссисипи. Много лет назад они сбежали из маленького городка Кларксдейл. Муры успели пройти окопы Германии во время Первой мировой войны, а после стать гангстерами в Чикаго — по слухам, близнецы были подельниками самого Аль Капоне. После возвращения одетые в дорогие костюмы родственники с набитыми долларами карманами приобретают у бывшего ку-клукс-клановца (Дэвид Мальдонадо) заброшенную лесопилку и планируют сделать из нее джук-джойнт — место, где смогут отдохнуть и расслабится после тяжелого дня все работники плантаций. В питейном заведении музыка обещает не утихать до утра, а алкоголь — литься рекой. Однако с наступлением ночи братья и гости шумного джук-джойнта понимают, что главная опасность для их жизни исходит далеко не от бывших членов ку-клукс-клана.
Вампирское кино, которое пытается отрефлексировать историческое прошлое США, — штука диковинная. На ум приходит разве что blaxploitation-фильм «Блакула» Уильяма Крейна. Однако всерьёз относиться к комедийному хоррору 70-х не стоит. В остальном, хотя картины о вурдалаках уже пытались говорить об инаковости и проблемах этнических и национальных меньшинств («Реальных упырей» Тайки Вайтити и Джемейна Клемента можно трактовать как историю о коренном населении Новой Зеландии, маори, вынужденном, подобно вампирам, скрываться в тени), делать это с голливудским размахом не решался никто. Райан Куглер после череды успешных блокбастеров («Чёрная Пантера», «Крид. Наследие Рокки») и получения статуса самого финансово успешного афроамериканского режиссёра всех времён, получил карт-бланш от студии. Практически 100 миллионный бюджет для авторского блокбастера — невиданная щедрость, особенно в связи с последними кассовыми провалами Warner Bros: от «Флэша» до «Микки-17».
Куглер дебютировал в режиссуре в 2013 году с криминальной драмой «Станция “Фрутвейл”». Картина удостоилась двух наград на фестивале «Сандэнс» и приза в Каннах в секции «Особый взгляд». Главную роль в ленте исполнил Майкл Б. Джордан, после чего тандем неизменно воссоединяется на каждом фильме Куглера. Вовсе неудивительно, что главная роль, и даже не одна, а две, досталась именно Джордану — актёру-талисману постановщика.
Главная прелесть «Грешников», помимо впечатляющей игры Джордана, — умелое смешение жанров и не утихающий ни на минуту блюз. Первая половина фильма ощущается как костюмная драма о юге Америки начала прошлого века, о стране, утонувшей в нетерпимости. В диалогах упоминают рабство, ку-клукс-клан, сегрегацию, а также травмированное войной общество. Вернувшиеся Смоук и Стэн готовятся к масштабному открытию джук-джойнта. На помощь близнецам приходят не выпускающий из рук гитару кузен Сэмми (Майлз Кэйтон), душевный бродяга Слим (Делрой Линдо), бывшая супруга Смоука Энни (Вунми Мосаку), а также возлюбленная Стэка Мэри (Хейли Стейнфилд). На протяжении первого часа зритель наблюдает за приготовлением к грандиозной вечеринке, постепенно узнавая предыстории персонажей.
С заходом солнца историческая драма о травмах эпохи уступает место настоящему вампирскому хоррору. Основным воплощением зла становятся ирландские вампиры переселенцы, точно такие же угнетаемые в прошлом люди. Предводитель клыкастых Реммик (Джек О’Коннелл) следовал на зов музыки, звучащей из джук-джойнта. Заливистый блюз привёл к порогу нечисть. Среди темнокожего населения США ходила легенда о Роберте Джонсоне — блюзмене, который продал душу дьяволу за возможность виртуозно играть на гитаре. Согласно притчам, блюз и злые силы всегда шли рука об руку. Музыка становится спасением для юного Сэмми и одновременно сулит гибель всем вокруг. Куглер адаптирует национальные легенды на новый лад, вплетая их в нарративное ядро вампирского хоррора. Неспроста и действие происходит в Миссисипи — там когда-то жил дед и дядя режиссёра, которые и привили ему любовь к блюзу.
Несмотря на то что вторая половина ленты проходит в пределах одной локации, прежде всего «Грешники» поражают масштабом. Куглер не скрывает, что черпал вдохновение в рассказах Стивена Кинга и «От заката до рассвета» Квентина Тарантино и Роберта Родригеса. Однако узнаваемые сюжетные конструкции служат лишь каркасом для осмысления исторического и культурного ландшафта страны. Америка ассимилировала как ирландских переселенцев, так и темнокожее население. «Я очень хочу, чтобы мы все здесь стали одной большой семьей», — заявляет Реммик в надежде обратить всех гостей джук-джойнта.
«Грешники» — кино полифоническое, в котором диалог между собой ведут представители разных культур. А у порога заведения, из которого звучит блюз, Реммик и его прихвостни устраивают дьявольскую джигу (кельтский танец). В какой-то степени «Грешников» можно окрестить хоррор-мюзиклом. Неспроста в создании саундтрека активное участие принимал известный блюзмен Бадди Гай, также исполнивший одну из эпизодических ролей.
Райану Куглеру удалось снять громкий и неуёмный вампирский хоррор не столько о сегрегации, сколько об апроприации и утрате собственной идентичности. В одном из интервью постановщик заявлял, что одержим ирландской музыкой, и размышлял о том, насколько сильно пересекаются ирландская и афроамериканская культуры. «Грешники» отчасти стали ответом на интересующий его вопрос.