«Придержи тьму»: Час волка
На Netflix состоялся релиз мистического северного триллера Джереми Солнье. Режиссер «Руин прошлого» (2013) и «Зеленой комнаты» (2016) и в этот раз не ударил в грязь лицом.
«Придержи тьму» / Hold the Dark (2018)
Режиссер: Джереми Солнье
Сценарий: Мэйкон Блэр по книге Уильяма Джиральди
Оператор: Магнус Норденхоф Йонк
Продюсеры: Расселл Экерман, Ева Мария Дэниелс, Нил Копп и другие
Дистрибьютор: платформа Netflix (доступен с 28 сентября)
Городок Килут на Аляске выглядит как крайняя точка цивилизации: заторможенная и неспешная, почти сельская жизнь, лютые ветра, холодные горы и снежные пустоши. Именно сюда приезжает страдающий депрессией Рассел Кор (Джеффри Райт из «Мира Дикого Запада»), писатель и специалист по поведению животных. Недавно он получил приглашение от молодой женщины Медоры Слоун (Райли Кио), которая просит выследить и убить волка, утащившего ее сына. Для Рассела это обернется путешествием к центру не столько волчьей, сколько человеческой натуры, и закончится далеко за пределами предписаний цивилизации.
В своем четвертом полнометражном фильме американец Джереми Солнье держит марку: это полновесное исследование на тему неотвратимой поступи судьбы. «Придержи тьму» — самый длинный фильм режиссера, а его неспешность задается как темой, так и местом действия: на морозе кровь медленнее циркулирует по телу, зато красиво выглядит на белоснежном снегу. Сценарий Мэйкона Блэра, постоянного актера Солнье, основан на детективе современного писателя Уильяма Джиральди и рассказывает мрачную некомфортную историю, основанную на поверьях Аляски.
Пожилая женщина рекомендует писателю идти за злом не в лес, а к Медоре (правдивость этих слов подтверждает странная сцена, в которой девушка разгуливает обнаженной в деревянной маске волка), а кроме того напоминает, что дикие звери приходят в городок не в первый раз: их предыдущий визит обернулся кровавой баней. Без массовых убийств не обойдется и сейчас: одна из лучших сцен фильма — напряженная почти десятиминутная перестрелка с множеством жертв. Помимо того, когда тело пропавшего мальчика находят (это происходит быстро), в город возвращается его отец Вернон (Александр Скарсгард), сумрачный и немногословный военный, прикоснувшийся к смерти в битве за иракский город Фаллуджа. Вернувшись из песчаной пустыни домой, он начинает искать жену, по пути расправляясь с каждым, кто встает у него на пути.
Если проводить параллель с классикой, то «Придержи тьму» можно сравнить с «Апокалипсисом сегодня» (1979), только в конце этого путешествия к сердцу тьмы мы не найдем полковника Курца. У Солнье зло не персонифицируется в одном персонаже, а разлито в воздухе, живет в зверях, людях и безжалостных местных ландшафтах. «Придержи тьму» поддерживает атмосферу беспросветной мглы при помощи мастерской работы со светом: герои часто остаются в тени и тонут в полумраке даже в помещениях, а их мимика не так выразительна по сравнению с поступками. Новый фильм Солнье никуда не торопится, позволяя сценам длиться ровно столько, сколько нужно: кому-то это может показаться скучным и затянутым зрелищем, но это специфика своеобразного драйва с нордическим отстраненным характером. Это нелегкое и изматывающее путешествие задает много вопросов и ведет по ложному следу: так фильм подсказывает доверять не разуму, а инстинкту.
Звериное насилие и поступки персонажей не поддаются никакой логике, и неудивительно, что главный герой — рассказчик и психолог — может только интуитивно понимать, куда направляются Вернон или Медора, но не может ничего им противопоставить или остановить их. Местный шериф признается, что не понимает мотивов мужа и жены, на что Рассел замечает, что ответы, может, и есть, но не факт, что они вписываются в привычную логику. Иррациональное зло и неоправданная жестокость проступают на деревянной волчьей маске — здесь она выражает гораздо больше, чем лицо. «Придержи тьму» размывает границы между природным и искусственным: Аляска в фильме оказывается не только географическим окончанием цивилизации, но и крайней точкой для всего человеческого.
Читайте также:
Рецензия на «Калибр»
Режиссерский комментарий: «Зеленая комната»