«Внутренняя империя»: трансцендентальное путешествие
![ВОПЛЬ](https://russorosso.ru/wp-content/uploads/2025/02/%D0%92%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D1%8C_banner_750x150.jpg)
«Внутренняя империя» стала не только самым продолжительным (идёт почти три часа), но и финальным полнометражным фильмом Дэвида Линча, а потому неудивительно, что многие авторы некрологов вспоминали эту загадочную картину. Вот и Андрей Волков решил пересмотреть фильм и поделиться своими впечатлениями в новой рецензии. Лента целиком снята в цифровом формате, что сильно удешевило производство и позволило добиться эффекта «погружения». Благодаря иллюзии достоверности зритель оказывается вовлечённым в психоделические приключения актрисы Никки Грейс, для которой вдруг стирается граница между реальностью и художественным вымыслом.
«Внутренняя империя» / Inland Empire (2006)
Режиссер: Дэвид Линч
Сценарист: Дэвид Линч
Оператор: Дэвид Линч
Продюсеры: Дэвид Линч, Мэри Суини, Лора Дёрн и др.
Творчество Дэвида Линча подразделяется на условно реалистичные драмы («Человек-слон», «Простая история») и сюрреалистические триллеры («Шоссе в никуда», «Малхолланд Драйв»), сюжеты которых настолько запутаны, что иногда сложно понять, что происходит на экране. Противников всего странного спешим предупредить — во «Внутренней империи» режиссёр идёт гораздо дальше, отбрасывая малейшие попытки соприкосновения с мейнстримной аудиторией. Рискнём предположить, что это один из самых странных фильмов в истории современного американского кино.
Дэвид Линч не мог знать, что именно эта лента станет его последней работой в большом кино, однако провидчески наполнил кадр как своими любимыми актёрами, так и самоцитатами. К примеру, периодически действие прерывается интермедиями с антропоморфными кроликами, существующими в симулякре ситкома. В творчестве Линча был любопытный среднеметражный фильм «Кролики» (2002), в котором очеловеченные зверушки произносили бессвязные реплики, вскрывая абсурд повседневной жизни. Именно этих персонажей во «Внутренней империи» видит на экране неработающего телевизора Потерянная девушка (так она указана в титрах), а ближе к финалу в их комнату попадёт и Никки Грейс.
Исполнительница ведущей роли Лора Дёрн уже играла в лентах Линча («Синий бархат», «Дикие сердцем»), и здесь ей довелось воплотить как саму Никки Грейс, так и её героиню Сьюзан Блю в фильме, который снимает Кингсли Стюарт (Джереми Айронс). Силой фантазии Дэвид Линч превращает знаменитую актрису Никки Грейс в потрёпанную жизнью циничную проститутку, а Голливудский бульвар — в инфернальное место, где можно встретить как своего доппельгангера, так и опасного гипнотизёра Фантома.
Постановщик сознательно размывает художественную реальность, так что история актрисы Грейс и персонажа из фильма режиссёра Кингсли Стюарта постепенно сливаются воедино. Сцены идут одна за другой в произвольном порядке: одни герои исчезают, а другие появляются в тех же интерьерах. Более того, эпизоды варьируют одно и то же содержание, так что может возникнуть неверное ощущение, что постановщик сам не знает, что хочет снять.
Иррациональный мир «Внутренней империи» можно описать парадоксальными словами польской старухи из начальной сцены (в которой узнаётся постаревшая Сьюзан Блю) — «если бы сегодня было завтра». Сделав полностью независимый фильм (Линч тут не только режиссёр, но и сценарист, продюсер, оператор и монтажёр), выдающийся американский сюрреалист запечатлел погружение внутрь себя, своего рода трансцендентальную медитацию, которую постановщик практиковал до последних дней.
«Внутренняя империя» — это фильм для себя, на близкие самому режиссёру темы, своеобразное путешествие по долинам его фильмов. Тут есть отголоски практически всех его картин, а персонаж Кингсли Стюарт представляет собой близкий мастеру тип постановщика. Это не диктатор, у которого распланировано всё от и до, а подверженный внезапным озарениям художник. Неслучайно его сопровождает герой импозантного Гарри Дина Стентона, излюбленного актёра Линча, который своими пространными речами лишь усиливает впечатление творческого хаоса. Образцами режиссёрского мастерства Дэвид Линч считал такие ленты, как «Сансет бульвар» Билли Уайлдера и «Восемь с половиной» Федерико Феллини. В них стройный сюжет сдавался полёту фантазии, а интуитивное постижение реальности, как героями, так и создателями, полностью вытесняло сухой рационализм.
![](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2025/02/w1500_48669981-1024x679.jpg)
На съёмках «Внутренней империи»
Внутренняя империя — реально существующий объект. Это большой регион штата Калифорния, примыкающий к Лос-Анджелесу, однако в картине Линча он преображён до неузнаваемости. Кино — большая иллюзия, поэтому польские локации (именно в этой стране происходит действие снимаемого Кингсли Стюартом фильма) вполне можно найти недалеко от Голливуда. Экранные события в сознании зрителя порой сливаются и даже подменяют явления окружающего мира. Поэтому Потерянная девушка видит на экране неработающего телевизора не белый шум, а семейство кроликов, созерцание которых вызывает у неё неожиданные слёзы.
Последний фильм мастера — гимн субъективности, внутреннему миру, намеренное пренебрежение законами композиции (наверняка 90% зрителей выключат это внешне бессвязное зрелище, едва досмотрев до середины). Для Линча были важны не столько идеи, сколько чувства. Он больше доверял не стройной логике, а внезапному озарению и именно абсурдные образы считал настоящим источником творчества.
Возможно, «Внутренняя империя» и не нуждается в толкованиях, как другие фильмы мастера. Несмотря на обилие персонажей, событий, мест действия, как реальных, так и фантастических, зрителя не покидает ощущение, что в ленте ничего не происходит. Фильм будто просто погружает в транс, не стремясь донести историю, но воззвать к подсознательному. Такое воздействие на смотрящего можно сравнить с последним фильмом Дерека Джармена «Блю», снятым одним кадром, состоящим из пустого голубого фона. Возможно, на это даже намекает название ленты Кингсли Стюарта «On high in blue tomorrows».
«Внутренняя империя» — это не только авторское погружение в глубины своего сознания, как при медитации, но и предложение зрителю освободить разум, дабы воспринять не событийный уровень ленты, а эмоциональный. И тогда перестанет иметь значение, какое отношение к сюжету имеют антропоморфные кролики, и правда ли проклят тот фильм, что снимает герой Джереми Айронса. Эмоции не подчиняются логике и переживаются человеком даже при созерцании абстрактного искусства.