«Кандиша: Демон мести»: Тени былого
Среди российских релизов прошлого месяца определенные надежды публика возлагала на новую работу французского дуэта Бустильо-Мори «Кандиша: Демон мести», благо за плечами у постановщиков несколько знаковых жанровых лент и статус лидеров волны т.н. new french extremity синематографа. Андрей Волков, однако, готов поставить новому детищу «экстремистов» неутешительный диагноз.
«Кандиша: Демон мести» / Kandisha (2020)
Режиссеры: Александр Бустильо, Жюльен Мори
Сценаристы: Жюльен Мори, Александр Бустильо
Оператор: Симон Рока
Продюсеры: Дельфин Кло, Вассим Беджи, Гийом Леман
Этот фильм был снят друзьями-режиссёрами Александром Бустильо и Жюльеном Мори до «Дома на глубине», но в прокат вышел лишь 24 марта этого года, после того, как многие американские кинокомпании ушли с российского рынка. Возможно, сложись политическая ситуация иначе, на большом экране зрители «Кандишу» вовсе не увидели бы, причём нельзя сказать, что это было бы большое упущение. Бустильо и Мори, начавшие свою карьеру с экзистенциальных хорроров «Внутри» (в прокате РФ – «Месть нерождённому») и «Мёртвенно-бледный», давно выбыли из обоймы крепких французских хоррормейкеров. От них уже не ждёшь стильных хорроров, жестоких не только из-за откровенных сцен насилия, но и благодаря особой атмосфере, трагической обречённости героев. «Внутри», например, внешне являясь традиционным шокером, запоминается благодаря отчаянию главных героинь, навечно связанных общей бедой.
«Кандиша», напротив, восхищает только отличной операторской работой Симона Рока, который прежде хорроры не снимал, а работал над такими серьёзными драмами, как «София-Антиполис» (2018) и «Если стихнет ветер» (2020). Его камера почти в стиле социального кино показывает заброшенные здания, обшарпанные улочки бедных районов, расположенные неподалёку от элитных жилых кварталов. В таком унылом пейзаже даже пришествие демона не выглядит невероятным.
В центре сюжета три подруги, рисующие граффити на стенах окружающего их серого индустриального ландшафта словно для того, чтобы немного его преобразить, раскрасить, сделать не таким мрачным и депрессивным. Их жизнь проходит в бессмысленных тусовках и бесцельном шатании по улицам. Особенно тяжелое положение у главной героини Амели. Она не видит никаких перспектив в жизни, поскорее стремится уйти из дома, где кроме неё и родителей ещё маленький брат, а переезд её подруги Бинту в более благополучный район даже вызывает раздражение от осознания собственного безвыходного положения. Её нестабильное психологическое состояние подчёркивается с помощью таких деталей, как резкие манеры, мешковатая одежда, словно персонаж стесняется своей женской природы и хочет походить на пацана, а также постоянное курение.
В других хоррорах подобные герои нередко создают фон для главных персонажей и погибают в числе первых, но Бустильо и Мори решили именно Амели избрать протагонистом. К сожалению, кроме внешних атрибутов драматизма – многодетная семья, тяжёлое финансовое положение, внешний вид зверька-одиночки, которого никто не любит и который сам страдает из-за своей напускной грубости и жёсткости, — в работе французских кудесников не хватает настоящего психологизма, так что усилия прекрасного оператора Рока, создавшего безрадостный внешний фон, напоминающий о социальных драмах Кена Лоуча и Майка Ли, пропадают втуне.
Но наибольшее разочарование испытываешь от беспомощной хоррор-линии «Кандиши». Авторы собрали всевозможные штампы фильмов о демонах, вроде вызывания злого духа при помощи крови и пентаграммы, экзорцизма и самопожертвования. Чтобы все эти клише работали, необходимо режиссёрское мастерство, система образов, в рамках которой даже банальные элементы жанра выглядят логичными или, во всяком случае, приемлемыми. А иначе зритель сразу проведёт аналогии с классикой Бернарда Роуза «Кэндимен», от которого авторы, очевидно, позаимствовали и депрессивный социальный фон, вплоть до заброшенных зданий, где любят тусоваться три подруги. Кэндимен разве только убивал всех, а Кандиша лишь мужчин.
Впрочем, несмотря на положенную в основу марокканскую легенду, демон Кандиша не слишком отличается от привычных суккубов, ибо также убивает мужчин, разве что без занятий с ними сексом. Хотя, по легенде, Кандиша как раз и есть арабский суккуб, ибо соблазняет мужской пол и убивает в пылу страсти.
Возможно, сексуальность демона немного оживила бы анемичное повествование, но Бустильо и Мори эротики стесняются. Амели даже душ после попытки изнасилования бывшим парнем принимает в одежде, хотя играющая её Матильда Ламюс никогда не стеснялась эротических сцен, играя обнажённой даже в клипе группы Teeers – Франция всегда славилась свободными нравами.
Вот и французский хоррор выделяется стилем и смыслом, даже середнячки порой хочется пересмотреть, но «Кандиша» не преподнесёт ничего нового тому, кто видел «Кэндимен» или какой-нибудь из многочисленных хорроров про суккубов, например «Ночь демонов» или комедию ужасов «Кошмарные сёстры» (оба – 1987). Также не стоит забывать про «Тыквоголового» Стэна Уинстона и «Некромант» Дасти Нельсона – сюжет о вызове демона ради мести восходит к ним.
У режиссёров были все шансы снять неглупый хоррор, если бы они получше поработали над сценарием или хотя бы создали напряжённую атмосферу постоянной угрозы. Но демон появляется нечасто, убивает вполне просто, разве что кровавое убийство отца одной из подруг сможет заставить отвернуться от экрана впечатлительную девушку. Поэтому из двух последних работ Бустильо и Мори нельзя не отдать предпочтение «Дому на глубине» — там хоть интересное место действия и какое-никакое напряжение. А в «Кандише» лишь кладбище упущенных возможностей, так что не приходится удивляться, почему два друга-постановщика так и не прижились в Голливуде, в отличие от своего соотечественника Александра Ажа. После «Мёртвенно-бледного» выше среднего уровня Бустильо и Мори практически не поднимались.