«Мозговая заморозка»: Зомби для вегана
На августовском фестивале жанрового кино Fantasia была показана хоррор-комедия «Brain Freeze» о квебекском острове, попавшем в изоляцию из-за зомби-вируса. О том, чем эта история может зацепить, а чем все-таки не может – рассказывает Иван Афанасьев.
«Мозговая заморозка» / Brain Freeze (2021)
Режиссер: Жюльен Нафо
Сценарий: Жюльен Нафо
Оператор: Марк Симпсон-Фрельфорд
Продюсеры: Барбара Шриер
Павлиний остров. Уголок рукотворного рая для обеспеченных людей, предпочитающих высокое качество жизни – красивые дома, чистый воздух, отгороженность от цивилизации, статусные соседи. Чёрт возьми, тут даже в гольф можно играть хоть зимой – именно эту задачу поставил и решил прозорливый предприниматель, разработавший реагент, позволяющий получить зелёную травку, которая прорастёт даже сквозь снег. Одна проблема: чудо-вещество проникло в канализацию и довольно быстро распространилось по водопроводу, вызвав вспышку болезни, превращающей людей в зеленоглазых зомби, постепенно мутирующих в нечто вроде ходячих растений. Довольно быстро Павлиний остров оцепляется снаружи, и пока власти Квебека думают, что им делать с заражёнными, полицейский-технофоб и юный компьютерный гик пытаются выжить в зелёном аду.
Неочевидная прелесть «Мозговой заморозки» заключается в том, что фильм Жюльена Нафо не предлагает практически ничего нового в плане жанровых механик. Если вы взращены на фильмах Джорджа Ромеро, который успешно использовал зомби, как метафору для социального комментария, то и среди их healthy-сородичей будете чувствовать себя как дома. Остроумная рифма между ожившими мертвецами и стремлением богатеев контролировать свою жизнь и тело при помощи зелени и кардио выглядит достаточно свежо. Именно прихоть избалованных роскошью людей послужила причиной веганского зомби-апокалипсиса. Это, конечно, ещё и аллюзия с экологическим подтекстом (кстати, кейл, который ожесточённо потребляет мать одного из главных героев, не столь полезен и даже опасен – уже давно подтверждено). Недаром в сюжете присутствует «заботливый» диджей с местной радиостанции, мечтающий помочь человечеству посредством отказа от опасных для природы технологий. Именно он чуть позже определит уровень интеллекта одной из своих собеседниц по её национальности («так ты мексиканка!» – «нет, я не… чёрт!»).
В то же время, как зомби-хоррор «Мозговая заморозка» ничего нового не предлагает. Это не повторение – мать учения, а взгляд со стороны на, собственно, жанровую схему. Все шутки, которые могут быть в подобном фильме – в наличии: рука дочери, превратившейся в зомби и случайно оторванная папашей, заботливо кладётся в бардачок, вдруг пригодится. Способы убийства зомби – изучены вдоль и поперёк. Кстати, «растительные» зомби с характерными мутациями а-ля условный «The Last of Us» встречаются не так уж и часто и выглядят просто плохо загримированными версиями себя же. Конечно, фильм Нафо и не претендует на роль высокого морального высказывания, а потому требовать от него вообще какого-либо высокого качества просто глупо, но всё могло бы быть и чуть пристойней. Ближе ко второй половине фильм вообще уходит в крайнюю степень предсказуемости – на острове появляются загадочные убийцы, пришедшие подчистить следы за горе-предпринимателем, за ними следуют зондер-команды с огнемётами, весь мир прикован к телевизору и радио в ожидании окончательного решения веганского вопроса. Как по учебнику.
Главные герои, полные антитезы друг друга – брутальный Дэн и гиковатый подросток Андре, вынужденный взять на себя заботу о малышке-сестре – не выходят за рамки штампов. На них же играет и комедийная интонация вкупе с предсказуемостью: мы точно знаем, что их ожидает впереди, остаётся выбрать один из двух возможных вариантов. Это не делает «Мозговую заморозку» хуже как разудалый трэш, но делает хуже как некое социальное высказывание, которое тут будто бы намечено пунктиром. Переживать за судьбу клишированных человечков не слишком хочется, а ироничный флёр вокруг всеобщей погони за качеством жизни в ущерб всему остальному считывается с первых секунд и, в общем, в дальнейшем просто эксплуатируется. Это, опять-таки, говорит лишь о том, что фильм Нафо не выходит за рамки разового развлечения с забавной, но одноразовой концепцией – что, конечно, не всегда плохо, но какого-то мяса фильму явно не хватает. А если не мяса, то хотя бы сочного, аппетитного фастфуда – а пока так, всего-то суховатый салатик, напитанный речами о судном дне.