«Бар Дубовая комната»: Расскажи мне сказку
В 2020 году на знаменитом монреальском фестивале жанрового кино Fantasia прошла премьера хоррора «Бар Дубовая комната». По итогам смотра фильм забрал приз зрительских симпатий. Не так давно он стал доступен для зрителей не только в Монреале, в связи с чем Дмитрий Соколов подготовил для RussoRosso рассказ о том, так ли «Дубовая комната» хороша, как о ней говорят.
«Бар Дубовая комната» / The Oak Room (2020)
Режиссер: Коуди Кэлахан
Сценарий: Питер Геноуэй
Оператор: Джефф Мехер
Продюсеры: Чад Арчибальд, Коуди Кэлахан, Эри Миллен и др.
Одной темной снежной ночью в пустующий бар заходит молодой человек. Бармен явно удивлен, но не очень рад посетителю: как вскоре выяснится, парень когда-то уехал из города учиться, а потом не только вылетел из колледжа, но и не пришел на похороны собственного отца. Вернувшийся в родные края скиталец знает, что за ним должок: чтобы получить коробку с отцовским прахом, парень расскажет бармену историю — историю, которая окажется больше, чем просто очередной байкой, услышанной за кружкой пива.
«Дубовая комната» — четвертый фильм канадского режиссера Коуди Кэлахана («Выпусти ее», «Антисоциалка»), и, как и в его прочих работах, здесь немало внимания уделяется общему стилю и атмосфере. Но если в том же «Выпусти ее» главная сюжетная интрига обозначалась задолго до кульминации, то здесь, напротив, смысл происходящего не раскрывается вплоть до последних десяти — пятнадцати минут. А до этого момента двое героев будут ждать третьего, пить пиво… и рассказывать истории.
Вокруг этого обмена историями Кэллахан и выстраивает весь фильм. «Дубовая комната» — упражнение в сторителлинге, которое могло бы легко стать очередной хоррор-антологией. Благо история тут не одна: внутри рассказа каждого из героев таится еще один рассказ, причем эти истории еще и перемежаются другими, более короткими. Несмотря на эту многослойность, сценарий Питера Геноэуя в целом успешно сохраняет фокус на центральном рассказе, потеряться в хитросплетениях сюжета не так легко, как кажется. Поначалу все происходящее напоминает экранизацию какого-нибудь малоизвестного рассказа Стивена Кинга, о чем напоминают и хорошо прописанные диалоги — главный плюс фильма. Персонажи изъясняются живым, даже цветистым, языком и вкупе с актерскими работами это могло бы превратить «Дубовую комнату» в отличный сплав триллера, черной комедии и хоррора.
Но к сожалению, где-то к середине фильм начинает заметно буксовать, поскольку за хлесткими репликами не следует ничего столь же запоминающегося. И дело не только в малом количестве событий (в недавнем «Кислороде» вообще почти ничего не происходит, кроме разговоров по телефону), но и в том, что истории, которые рассказывают персонажи, оказываются пустышками. В них — за одним финальным исключением — нет ни каких-то типичных для жанра твистов, ни скримеров, ни саспенса. Иными словами, в «Дубовой комнате» не только ничего мало-мальски интересного не происходит за время рассказов, но и в самих рассказах. Есть кое-какая атмосфера, но вскоре улетучивается и она, поскольку за одним сюжетным пшиком следует другой.
В результате фильм выглядит не более чем претенциозной попыткой запутать зрителя, скармливая ему один фальстарт за другим. А потому, когда приходит пора заканчивать, от первоначального энтузиазма остается лишь раздраженное недоумение: «и это все?». Да, увы, и другого финала не будет. Фильм так и останется хорошим напоминанием о том, что кино — искусство рассказа с помощью событий, а не одних только разговоров о событиях.