«Отречение»: верни его из мёртвых
На Shudder появился мистический хоррор «Отречение», дебютная полнометражная работа Джулии Макс. Фильм ужасов о кровавом ритуале, который должен воскресить умершего пожилого главу семейства, впервые показали на фестивале SXSW в Остине в этом году. Почему картине далеко до «Верни её из мертвых» братьев Филиппу и какие сюрпризы ждут зрителей, объясняет Максим Ершов.
«Отречение» / The Surrender (2025)
Режиссёр: Джулия Макс
Сценарий: Джулия Макс
Оператор: Кайлин Яцко
Продюсеры: Миа Чанг, Райли Роуз Критчлоу, Сьюзен Гелб, Ловелл Холдер, Джулия Макс, Ян Макдональд и др.
Пожилой Роберт (Вон Армстронг) медленно и мучительно умирает от рака. Ни жену Барбару (Кейт Бёртон), ни дочь Меган (Колби Минифи) он уже давно не узнаёт. Разве что в бреду и во время приступов невыносимой боли зовёт супругу на помощь. Но это уже не знакомый голос мужа — Роберт словно бы переходит на тот свет. Дочь приехала к родителям домой недавно и не подозревала, что отец близок к смерти. Врачи разводят руками и говорят, что Барбара и Меган могут разве что через каждые несколько часов давать пациенту сильнодействующие лекарства, чтобы приглушать боль. Дочь слушает и следует советам специалистов. У матери подход совсем другой: Барбара положила под кровать супруга мешочек с зубами, разложила на прикроватной тумбочке узор из камешков и потихоньку вырывает у себя волосы. Раковый больной умирает. Пожилая дама признаётся Меган, что готовит ритуал, чтобы воскресить мужа. На следующий день к семье в гости заходит таинственный незнакомец в плаще (Нил Сэндилэндс), который знает, как провести обряд.
Дебют американки Джулии Макс удивительным образом перекликается с идущим в российском прокате вторым фильмом братьев-близнецов Филиппу «Верни её из мертвых». В картине дуэта постановщиков от студии А24 безутешная мать, потерявшая дочку, смотрит таинственные кассеты и ищет спасения в опекунстве над детьми. У Макс пожилая жена не может смириться со смертью мужа и узнаёт у подруги номер загадочного незнакомца, который за солидную сумму денег проведёт дьявольский ритуал.
Тематически фильмы похожи. В обоих случаях режиссёры говорят о безграничной любви, помешательстве, невозможности отпустить близкого человека и о чудовищных мерах, на которые идут герои в стрессовой ситуации. Но хватает и различий. У Филиппу мать теряет дочь-школьницу внезапно, в результате несчастного случая в бассейне. В «Отречении» пожилая Барбара не один день готовится к смерти старого супруга. Кончину Роберта никак не назвать внезапной. И Филиппу, и Макс снимают лаконичное и камерное кино, развивающееся на территории одного дома. Правда, работа австралийцев с пространством впечатляет намного больше, да и загадки с виду милой героини Салли Хокинс раскрываются постепенно. Американская постановщица же ударяется в психологическую составляющую картины, совершенно не пытается шокировать и едва ли способна напугать подготовленную аудиторию.
В «Отречении» медленное умирание Роберта заставляет дочь обратиться к воспоминаниям разных лет и задуматься об отношениях в семье. Меган не может сказать об отце ни одного плохого слова. Роберт был заботлив и внимателен, и в первую очередь на ум дочери приходят минуты счастья. Ссоры родителей и патриархальный уклад семьи забылись. Теперь же дочь начинает припоминать, как отец командовал матерью, как из их комнаты нередко были слышны крики. Наверное, Меган могла раньше поговорить с Барбарой по душам и узнать все семейные тайны, в том числе старые обиды и затаённый гнев.
Сегодня Барбара кажется женщиной упрямой и решительной, а главное, эгоистичной. Мать честно признаётся, что после 40 лет совместной жизни не представляет себя без мужа. Будет ли восставший из мёртвых супруг прежним? Какую цену заплатит семья? Согласна ли дочь на возвращение отца с того света? Барбаре всё равно, пожилая дама для себя всё решила. Меган же, выступающей в качестве голоса разума, не хватает напористости, чтобы отговорить мать от чудовищных действий. А может быть, дочь чувствует вину, что уехала далеко от родительского дома и лишь последнюю неделю помогала ухаживать за умирающим отцом.
«Отречение» делится на две примерно равные части. В первой половине мать и дочь выясняют отношения и готовят адский ритуал. Завершение истории посвящено кровавому и довольно скучному обряду с членовредительством, меловым кругом и встречей с блуждающими по аду душами. Дебют Макс никак не назвать пугающим хоррором, фильм лучше смотрится как психологическая драма об утрате, избирательности воспоминаний и необходимости прощания. Если Филиппу находили возможность шокировать аудиторию натуралистичными физическими трансформациями и жуткими смертями, в «Отречении» неспешный ритм усыпляет.
От фильма Макс трудно ждать сюжетных сюрпризов. Нужно ли в очередной раз повторять, что ничем хорошим попытки проведения кровавых обрядов и воскрешения из мёртвых не заканчиваются? Однако постановщица делает главной героиней не мать, а дочь. У Меган есть шанс спастись — нужно лишь попрощаться с идеализированными воспоминаниями об отце и смириться с утратой. В финале «Отречение» оказывается не только терапевтическим, но даже сентиментальным кино. Больно, но важно признаваться себе в грехах родителей. Иного пути нет.