«Отрыв»: Никакого праздника
В прокат выходит российский камерный триллер «Отрыв», который создатели определили как фильм о любви. Мы готовы рассказать, что здесь может полюбиться, а что — утомить.
«Отрыв» (2019)
Режиссер: Тигран Саакян
Сценарий: Ольга Рудь, Денис Косяков, Тигран Саакян и другие
Оператор: Сергей Дышук
Продюсеры: Артур Аствацатрян, Сергей Сельянов, Олег Яковлев и другие
Дистрибьютор в России: «Наше кино» (в прокате с 14 февраля)
В канун нового года компания из пяти друзей решает подняться на фуникулере, чтобы встретить праздник на вершине горы. Все идет плохо с самого начала: Кирилл (Андрей Назимов) внезапно отказывается садиться в фуникулер, а его девушка Катя (Ирина Антоненко) отказывается из него выйти. Остальная компания усаживается с Катей в вагончик и начинает праздновать Новый год, пока не обнаруживает, что все они намертво застряли над пропастью и не могут позвать на помощь.
Начать стоит с главного: фильм, который мог бы стать бледной копией «Замерзших» (2010), выглядит самостоятельным произведением от начала и до конца. В нем не обошлось без проколов (о самых впечатляющих — ниже), но положительных моментов все же больше.
Во-первых, герои постоянно попадают в хорошо прописанные неприятные ситуации. Большую часть времени они ведут себя в лучших традициях триллеров: ссорятся, дерутся и выходят из себя по мере того, как ситуация ухудшается. К середине, правда, один из самых интересных персонажей не особо логично выводится из сюжета. Во-вторых, актерская игра Ирины Антоненко и Михаила Филиппова поддерживает напряжение ключевых эпизодов, в которых борьба с природой переходит в борьбу друг с другом. Если добавить неплохую операторскую работу и вовремя (за редким исключением) вставленные юмористические моменты, то без особых преувеличений можно сказать, что фильм смотрится на одном дыхании.
В то же время нельзя игнорировать, что сценаристы, похоже, колебались в выборе тональности сюжета, причем неоднократно. К последней трети история сосредоточивается на страданиях Кати и приобретает драматический оттенок. В одной вряд ли необходимой сцене из зрителя пытаются выжать слезы столь интенсивно, что трагедия едва не превращается в мыльную оперу. В эпизоде, когда Кирилл наконец понимает, что случилось с его друзьями, закадровая музыка (до этого подобранная куда более органично) придает событиям непреднамеренный, но явный комизм. Смерть одного второстепенного персонажа выглядит отсылкой к франшизе «Пункт назначения». Как и отсылка к «Сиянию» в другом месте фильма, она сама по себе неплоха, но референсы повторяются слишком часто и в итоге мозолят глаза.
Впрочем, высокая степень динамики и по большей части верно расставленные акценты помогают фильму оставаться цельным триллером, а не набором слабо связанных между собой штампов. Хотя этого, конечно, мало, чтобы говорить о прорыве. Но для российского кино, в котором количество жанровых проектов пока не очень заметно переходит в качество, «Отрыв» хотя бы не смотрится неудачей.