«Пантафа — пожирательница душ»: чувство вины на твоей груди
В прокат вышел мистический хоррор «Пантафа — пожирательница душ» про существо, олицетворяющее зло и обнажающее самое тёмное в человеке, из известной итальянской легенды. Что это за история, на что похожа и чем она может покорить зрителя, рассказывает в своей рецензии Геннадий Гусев.
«Пантафа — пожирательница душ» / Pantafa (2022)
Режиссер: Эмануеле Скаринджи
Сценарий: Ванесса Пичарелли, Эмануеле Скаринджи, Тициана Триана
Оператор: Симоне Д’Онофрио
Продюсеры: Лаура Паолуччи, Доменико Прокаччи, Иван Фьорин
Каждый любитель кино хотя бы раз слышал о Марио Баве, Дарио Ардженто или Франческо Бертолини. Эти режиссёры внесли весомый вклад в развитие хорроров. Молодому итальянскому постановщику Эмануеле Скаринджи до них пока крайне далеко. Но его второй полнометражный фильм «Пантафа — пожирательница душ» — может вас приятно удивить.
В основе постановки лежит традиционная для фильмов ужасов история о переезжающем в новый дом семействе. Когда девочка Нина (юная Грета Санти) начинает страдать инсомнией, её мать Марта (звезда «Идеальных незнакомцев» Кася Смутняк) решается на переезд. Покинув суетливый город, они отправляются в тихую горную деревушку Маланотте. Здесь Марта арендует изолированный ото всего и всех большой фермерский дом. Пожилая хозяйка Орса (Элизабетта Педрацци) уверяет, что лучшего места для отдыха и восстановления не найти. Однако в первую же ночь состояние Нины заметно ухудшается.
В основе картины лежит итальянская легенда о Пантафе — ужасном демоническом существе, которое забирается человеку на грудь и крадёт его дыхание.
С одной стороны, лента Скаринджи — полноценный фолк-хоррор, слепленное по стандартным лекалам чистое жанровое удовольствие. С другой стороны, «Пантафа» идёт дальше и заходит на территорию метафор. Так, временная или полная утрата дыхания отождествляется с тяжелыми воспоминаниями, чувством вины и угрызениями совести. Инфернальное, на первый взгляд совершенно трансцендентное, оказывается связанным с имманентным, реальным: с обрушившимся мёртвым грузом на плечи Нины и Марты неоднозначным прошлым.
Фильм выглядит достаточно свежо. «Виной» тому практически полный отказ от скримеров в пользу создания атмосферы всепоглощающего страха и таящейся где-то рядом опасности. Это отображается и в древних безмолвных улицах-лабиринтах Маланотте, и в крупных планах оператора Симоне Д’Онофрио, и в обилии затемнённых сцен, и в клаустрофобических комнатах загадочного дома, в котором остановились мать и дочь.
Скаринджи активно пользуется заветами почивших классиков и создаёт саспенс, заставляя зрителя додумывать за героев — всё самое ужасное часто остается за кадром. И этот неосязаемый, но неизменно присутствующий где-то рядом страх перманентно держит в напряжении.
Несмотря на фольклорный элемент и национальную принадлежность автора, «Пантафа — пожирательница душ» ориентируется и на современное американское кино. В картине Эмануеле Скаринджи можно обнаружить и неявные отсылки к творчеству Ари Астера и исландца Вальдимара Йоханнссона: психологизм, нарративную структуру, завораживающую операторскую работу, тягучее, почти гипнотическое развитие истории, выдвижение на первый план женских персонажей с непростой судьбой.
Финальная треть постановки немного смазывает впечатление от этой ладно скроенной истории. Скаринджи будто бы ненадолго отказывается от своих идей и переходит к более стереотипному, мейнстримному и даже драйвовому кино. Структура прогибается, но выдерживает.
«Пантафа — пожирательница душ» оказывается неожиданным сюрпризом, удачным хоррором о заветных фамильных секретах и необыкновенной внутренней силе, с которой многое по плечу.