«Паранойя»: любовь и немного мистики

«Паранойя»: любовь и немного мистики

Триллер «Паранойя» основан на датском бестселлере Биргитте Лоренцен Cychosis — первом романе трилогии. В истории есть некая мистическая сущность, но её проявления затмевает совсем другой сюжет. Кому или чему проигрывают призраки и каким получилось кино Кари Видё, рассказывает Андрей Волков. 


«Паранойя» / Paranoia (2024)

Режиссёр: Кари Видё
Сценарий: Хенрик Кристенсен, Биргитте Лоренцен
Оператор
: Хенрик Кристенсен
Продюсеры
: Джули Рикс Бомхольт, Миа Эльвстрем Мюрольф, Ясмин Барт-Уильямс


Для датского сценариста Кари Видё (самая известная её работа — сериал «Школа медсестёр») мистический триллер «Паранойя» — первая картина для большого экрана. Режиссёр адаптировала для кинотеатрального проката роман Биргитте Лоренцен, но результат её трудов вышел спорным.

Лёгкий налёт потустороннего создаёт зловещую атмосферу многим детективам — от «Имени розы» Жан-Жака Анно до «Девятых врат» Романа Полански. Кари Видё не довольствуется расследованием детективов-любителей, старшеклассницы Лулу и странного парня Мадса и разбавляет повествование мелодраматизмом, порой сверх меры. Выписывая отношения Лулу с родителями, Мадсом и подругами, постановщица забывает про интригу. Расследование происхождения странного призрака, преследующего Лулу, отходит на задний план — его всё время микшируют подробности личной жизни главной героини.

В этом отражается телевизионный опыт Кари Видё. Она даёт широкую картину жизни Лулу, знакомя зрителя с её взаимоотношениями с окружающими людьми, но чтобы лента работала на уровне «драмы», ей не хватает психологического напряжения, да и просто серьёзного анализа внутреннего мира Лулу. Показывая свою героиню в суете каждодневного общения с ближним кругом, режиссёр парадоксально забывает про неё саму. Персонаж выписан однотонно, даже одноцветно, и явно проигрывает ярким характерам Мадса и её семьи. Кари Видё, будучи опытным телесценаристом, привыкла растягивать повествование на несколько серий, и ей сложно уложить всю концепцию фильма в стандартные полтора часа. В её ленте так и не найден баланс между разными пластами сюжета, оттого повествование не выглядит цельным. Начинается фильм как захватывающий триллер, а продолжается – как причудливая смесь детектива, мистики и мелодрамы. Лишним подтверждением сценарной рыхлости служит невнятный финал. Сюрреалистический окрас развязки воспринимается чужеродно и лишь запутывает зрителя. Понимая это, в последней сцене ленты постановщица пускается в пространные объяснения того, как персонажам удалось решить проблему «незваного» призрака.

Стоит похвалить исполнительницу главной роли Зои Брайан-Херц. Для неё это первая работа на большом экране, но ей удалось наделить героиню обаянием и какой-то беззащитностью, так что зритель её персонажу поневоле станет сопереживать. Благодаря актёрским усилиям Брайан-Херц достаточно правдоподобным выглядит и роман Лулу со школьным изгоем Мадсом. Столкнувшись с призраком, девушка неосознанно искала того, кто мог бы её защитить, объяснить, что с ней происходит. Чувство вины Лулу перед Мадсом Кари Видё передаёт в сдержанно-мелодраматическом ключе. Лулу не устраивает публичных покаяний или же экзальтированных выходок, а стремится поддержать его, проявить заботу.

Взаимоотношения Лулу и Мадса, пожалуй, лучшая часть «Паранойи». Несмотря на слабую динамику, что серьёзный недостаток для детектива, режиссёру удаётся вызвать интерес к своему творению за счёт необычной любовной линии. То, что начиналось для Лулу как общение с товарищем по несчастью, в итоге переросло во влюблённость. Между молодыми актёрами Зои Брайан-Херц и Аугустом Картером присутствует «химия». Благодаря этому зритель невольно испытывает тревогу за их судьбу. Это как раз тот случай, когда слабый саспенс и аморфное повествование спасает актёрская игра. Вообще наиболее удачными сценами фильма являются так называемые «лирические эпизоды», не только с участием Мадса, но также семьи Лулу, ярко показанной постановщицей в нескольких жизненных штрихах.

«Паранойя» знаменует собой переход Кари Видё от телевизионной стилистики к кинематографической эстетике. Возможно, выбор мистического сюжета был ошибочным, ибо почти все «потусторонние» эпизоды без боя сдаются мелодраматическим сценам. Тем не менее, женщине удалось вызвать тревогу за судьбу своей героини, беззащитной не только перед посланцем из высших сфер, но и перед внезапно пробудившимися чувствами к странному однокласснику.

Share on VK
Андрей Волков

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 11.98MB | MySQL:108 | 1,137sec