«Пэрл»: кровавый след на дороге в страну Оз
В этом октябре психологический ретро-хоррор «Пэрл» получил сразу две награды на фестивале в Ситжесе: за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль (а также номинацию на лучший фильм). Чем новая работа Тая Уэста («Дом дьявола», «Таинство») покорила критиков – рассказывает Дмитрий Соколов.
«Пэрл» / Pearl (2022)
Режиссёр: Тай Уэст
Сценаристы: Миа Гот, Тай Уэст
Оператор: Элиот Рокетт
Продюсеры: Харрисон Крайсс, Кевин Турен
Пэрл – молодая девушка, живущая с деспотичной матерью и парализованным отцом где-то в техасской глуши. На дворе 1918 год, Пэрл ждет возвращения мужа с фронтов Первой мировой – и мечтает вырваться из скучной круговерти деревенской жизни. Узнав о том, что в соседнем городке проходит набор в танцевальную труппу, Пэрл загорается надеждой на перемены к лучшему, но суровая мать встаёт у неё на пути. Впрочем, Пэрл готова пойти к успеху и по трупам – вопрос лишь в том, приведет ли её эта дорога к воплощению мечты.
«Пэрл» – вторая часть в запланированной трилогии и приквел прошлогоднего слэшера «Х», в котором Миа Гот сыграла сразу две роли: молодой девушки Максин и той самой Пэрл, только в глубокой старости. Но если «Х» был стилизацией под грайндхаус-хорроры 1970-х, то «Пэрл» – это драма о становлении серийной убийцы, сочетающая выверенный психологизм с эстетикой немого кино 1920-х. Столь необычная комбинация работает на удивление эффективно, благодаря, во-первых, превосходной игре Гот, во-вторых, чувству стиля Уэста и, в-третьих, сценарию, который они написали совместно.
Сюжет при этом отнюдь не изобилует неожиданными поворотами или сложными интригами. Напротив, история женщины, стремящейся вырваться из удушливых семейных объятий, столь же простая, сколь и правдоподобная, а центральный конфликт амбициозной Пэрл и ее матери, предписывающей ребенку смириться перед родительской волей, – актуален сейчас не меньше, чем сто лет назад. Уэст, конечно, не забывает добавить исторических деталей, но здесь они служат скорее для облегчения параллелей с современностью (например, действие фильма происходит во время пандемии «испанского гриппа»), чем для погружения в контекст эпохи.
Впрочем, в приметах времени недостатка нет. Старые автомобили с откидным верхом, запрещенные «холостяцкие фильмы», афиши с Тедой Барой – показаны эти мелочи отменно. Оператор Элиот Рокетт (работавший и над «Х») обеспечивает насыщенную – иногда даже кричащую – картинку с «техниколоровскими» цветами. Особо стоит отметить не столько сцены убийств, сколько музыкальные номера, в которых Пэрл воображает себя звездой сцены. Каждое ее выступление – от танца в платье на вступительных титрах до кульминационного номера на прослушивании – короткий, но яркий шоустоппер, надолго остающийся в памяти. Музыка Тайлера Бэйтса и Тима Уильямса здесь отлично ложится на видеоряд, помогая создать контраст между безоблачной фантазией и все более мрачной реальностью.
Едва ли не единственное слабое место фильма – малое число жертв Пэрл: для приквела к слэшеру здесь не так уж много смертей. Впрочем, серьезным недостатком это вряд ли можно назвать, поскольку даже в «Х» больше внимания уделялось саспенсу и психологии персонажей, чем изобретательным убийствам. К тому же, хоть в «Пэрл» убийств и немного, оформлены все они достаточно разнообразно.
Так что тёплый прием критиков – равно как и кассовый успех – вполне понятны. «Пэрл» представляет собой отличный пример того самого «возвышенного хоррора», о популярности которого за рубежом говорят уже несколько лет. И в данном случае подобный ярлык отнюдь не выглядит журналистским штампом: фильм, в котором настолько филигранно сочетаются драма и хоррор, – явление нечастое. Тем меньше причин его пропускать.