«Первая ведьма»: Пожирание детей в стиле ретро
«Первая ведьма» — новая режиссерская работа братьев Пирс («Мертвоголовые», 2011), собравшая немало лестных отзывов за рубежом. Объясняем, чем может заинтересовать история о ведьме, мрачных лесах и сложностях взросления.
«Первая ведьма» / The Wretched (2020)
Режиссеры: Бретт Пирс и Дрю Т. Пирс
Сценаристы: Бретт Пирс и Дрю Т. Пирс
Оператор: Конор Мерфи
Продюсеры: Эд Полгарди, Чан Цэн, Трэвис Калтрери и другие
Дистрибьютор в России: «Экспонента» (в прокате с 9 июля)
Бен (Джон-Пол Ховард) приезжает к отцу на лето в не самый лучший момент своей жизни. Дела в семье не очень: родители не живут вместе и собираются разводиться, при этом отец (Джеймисон Джонс) явно не готов обсуждать эту ситуацию с сыном. Вскоре Бен обнаруживает проблему посерьезнее: у соседей происходит нечто странное, и чем дольше паренек наблюдает, тем сильнее убеждается, что соседская семья стала жертвой ведьмы из близлежащего леса.
«Первая ведьма» вдохновлена ностальгической модой на 1980-е: об этом говорят и открывающая сцена, и сюжет, в котором прослеживаются параллели с «Ночью страха» (1985). Но, в отличие от большинства стилизаций последних лет, работа братьев Пирс не построена на бесконечном цитировании и насыщении кадра визуальной эстетикой ретрохоррора. «Первая ведьма» — скорее попытка снять современный фильм ужасов по сюжетной модели молодежного хоррора 1980-х. Поэтому больше всего этот фильм с вуайеристскими мотивами напоминает не классику вроде «Окна во двор» (1954) или более свежую «Паранойю» (2007), а своеобразный гибрид «Пропащих ребят» (1987) и «Стража» (1990). От первого тут — декорации приморского городка и герои-тинейджеры, расследующие странные события по соседству, от второго — стилистика фолк-хоррора и тема феминности как языческой силы.
Целостность столь необычного сочетания обеспечивается, во-первых, хорошо продуманным сценарием, а во-вторых, выверенной интонацией, которая почти никогда не соскакивает на комедийный лад, по мере развития событий, наоборот, становясь все более и более серьезной. Братья Пирс, которые здесь отвечают за режиссуру и сценарий, аккуратно вплетают историю о подростковых переживаниях в мистический хоррор, причем явно стараясь избегать шаблонных приемов вроде джампскейров. Едва ли можно заметить в фильме и привычные CGI-эффекты — вместо них братья-режиссеры предпочитают более «физические» технологии, и это только украшает кино. Кстати, о физиологии: насилия здесь тоже не стесняются и рейтингов не боятся.
Где-то в заключительной трети сценарий все же начинает сбоить, и возникают ситуации — вроде столкновения Бена с полицейскими, — которым не помешали бы хотя бы небольшие пояснения. Без ответов остаются и кое-какие вопросы, связанные со способностью ведьмы затуманивать разум людям насчет их собственных детей. Зато финальный сюжетный поворот, который вполне мог бы обрушить логику предшествовавших событий, режиссеры изящно объясняют именно в рамках действия этих чар. Все это превращает «Первую ведьму» в достойный ведьмовский хоррор, который будет особенно ценен для тех, кто давно хотел посмотреть на альтернативный — и более тонкий — подход к эксплуатации творческого наследия восьмидесятых в жанровом кино.