«Пункт назначения: Высотка 613»: призраки тайваньской многоэтажки

«Пункт назначения: Высотка 613»: призраки тайваньской многоэтажки

В августе в прокат вышла любопытная тайваньская лента «Пункт назначения: Высотка 613». Андрей Волков рассказывает, почему не стоит проходить мимо этой азиатской киноленты.


«Пункт назначения: Высотка 613» / Gui men zhi hu die da sha (2024)

Режиссёр: Джо Цянь


Тайваньский постановщик Джо Цянь отнюдь не новичок в хорроре. На его счету такие образцы жанра, как «Зомби 108» и «Бойцовский клуб зомби». Цянь поработал и над сиквелом китайской мистической ленты «Дом, который не умрёт никогда». Его новая картина «Высотка 613», своего рода соединение ранних зомби-хорроров и готического сюжета о доме с привидениями, рассказывает историю матери и дочери, которые заселяются в высотное здание, оказавшееся ловушкой потустороннего мира. Любопытно здесь участие актрисы Бай Лин. Уроженка Китая, женщина была вынуждена покинуть родину и переселиться в США в 1991 году по политическим мотивам. Несмотря на все сложности китайско-тайваньских отношений, её участие в тайваньской картине едва ли будет воспринято негативно в КНР. Острая фаза во взаимоотношениях двух стран давно миновала, так что китайские и тайваньские кинематографисты теперь нередко сотрудничают.

Как и большая часть азиатского страшного кинематографа, лента Цяня «Высотка 613» густо замешана на мистике. Режиссёр активно применяет как штампы хорроров о привидениях (призраки а-ля Садако из «Звонка»), так и приёмы зомби-фильмов. Некоторые привидения имеют вид полуразложившихся мертвецов и, кажется, вот-вот атакуют героев с целью поживиться человечиной. Временами в ленте Цяня ощущается влияние Говарда Лавкрафта, особенно когда в кадре появляется призрачная масса, стремящаяся поглотить всё живое. А линия безумного маньяка сколь странна (не перебор ли со злодеями?), столь и убедительна, прежде всего, благодаря хорошей игре местной звезды Цао Юйнина.

Складывается ощущение, что постановщик не был уверен в успехе ленты, поэтому решил подстраховаться, насытив кадр максимальным количеством нечисти. Не обошел он стороной и модную сейчас социальную тематику. Спасающаяся от мужа-абьюзера главная героиня Чен Вей с явным комплексом жертвы едва ли кого-то оставит равнодушным. Играющая её 46-летняя Айви Инь не только молодо выглядит, но и типажно подходит на роль угнетаемой мужем женщины, которая, тем не менее, готова преодолевать слабость своего характера ради ребёнка.

Джо Цянь неплохо нагнетает напряжение, причем угроза героям чувствуется даже тогда, когда в кадре нет никаких призраков. Антураж многоквартирного дома усиливает атмосферу страха. Узкие полутёмные коридоры, заваленные старыми вещами, дребезжащий лифт, который вот-вот рухнет в шахту, и, конечно, закрытая на цепь дверь в конце шестого этажа — всё это настраивает зрителя на довольно мрачное зрелище, где едва ли возможен хэппи-энд. Постановщик умело использует даже приевшиеся скримеры, вроде общения дочери главной героини с некоей сущностью в тёмном углу. Не показывая ничего сверхъестественного, постановщик при помощи долгих планов заставляет зрителя вглядываться в темноту, и этот прием тревожного ожидания пугает куда сильнее, нежели демонстрация самых жутких монстров.

Как уже говорилось, Джо Цянь не вполне справился со сложной композицией. Некоторые сюжетные линии он обрывает на полуслове, видимо, не зная, как их завершить, другие же зачем-то растягивает, словно в мыльной опере. Однако у режиссёра точно получилось создать тревожно-мистическую атмосферу с вкраплениями сюрреализма, а также драматургически раскрыть характеры героев. Некоторые персонажи предстают по ходу повествования с весьма неожиданной стороны, вроде на первый взгляд добродушного старичка Бо Лянга, управляющего зданием (в этой роли снялся знаменитый гонконгский лицедей Стэнли Фунг). Да и в отношениях Чен Вей с мужем-деспотом далеко не всё так просто, так что эта линия ближе к финалу тоже преподнесет сюрпризы.

Лента Джо Цяня произведет хорошее впечатление даже на искушённого зрителя, особенно с учетом набившего оскомину сюжета с призраками, к которому постановщик нашёл новый подход. Поддерживать тревожную атмосферу Цяню помогают скупые художественные средства, вроде глубинных мизансцен и плавного движения камеры в кадре. Так создаётся ощущение опасной близости потустороннего мира и беззащитности человека перед натиском хтонических сил.

Share on VK
Андрей Волков

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


АСТРАЛ. ПОМЕСТЬЕ УЖАСА
WordPress: 11.93MB | MySQL:104 | 1,160sec