«Смертельная тропа»: От чего не спрятаться на дереве
Роксанна Бенжамин, известная работой над альманахами «З/Л/О» (2012-2014), «Монстры Юга» (2015) и XX (2017), сняла собственный полнометражный триллер «Смертельная тропа». С какими ужасами сталкивается его героиня, разбираемся в нашей рецензии.
«Смертельная тропа» / Body at Brighton Rock (2019)
Режиссер: Роксанна Бенжамин
Сценарий: Роксанна Бенжамин
Оператор: Ханна Гетз
Продюсеры: Кристофер Алендер, Роксанна Бенжамин, Эван Джонс и другие
Дистрибьютор в России: «Вольга» (цифровой релиз — 21 мая)
Рейнджер Венди меняется сменами со своей подругой, чтобы та смогла провести время с обаятельным красавцем, и отправляется работать в зону опасного хребта. Боязливая и плохо подготовленная девушка практически мгновенно сбивается с маршрута и теряется в бескрайнем парке. Проблема, однако, вовсе не в этом: среди хребтов она находит погрызенный животными труп. Теперь по требованию руководства Венди должна просидеть с мертвяком до утра, чтобы поисковый отряд смог их найти. Эти несколько часов будут похожи скорее на «Отвращение» (1965), нежели на «Человека — швейцарского ножа» (2016). Как и в параноидальном трипе героини Полански, рассудок Венди окажется куда страшнее реальной угрозы.
«Смертельная тропа» — крайне субъективное кино, которое переносит зрителя в сознание максимально пугливого человека, передавая его иррациональные страхи. В этом фильме даже шум сучка или легкий ветерок способны создать мощнейший саспенс. Что удивительно, саспенс обоснованный: настолько реальными кажутся причины бояться всякого шороха, настолько детально сняты суматошные волнующие ситуации. Учитывая, что Венди боится всего на свете — даже маленького паучка когда-то приняла за черную вдову, — ее опасения будут возникать без предпосылок.
Это кино по-хорошему старомодно не только идейно (в центре истории классический для хоррора вопрос о страхе и его относительности), но и стилистически. С одной стороны, гипертрофированные хичкоковские мелодии и китчевые технические заимствования из старых триллеров отсылают прямиком к классике жанра. С другой — авторы, кажется, и не пытались избежать влияния хорроров Вана и их последышей. Вот и выходит, что «Смертельная тропа» оказывается симпатичным миксом мастерства Хичкока с наглой, но эффектной манипуляцией новыми трендами. Эдаким компромиссом для тех, кто ворчит на якобы устаревшие жанровые методы, и тех, кто обвиняет новые фильмы ужасов в отсутствии художественности.
Тут, пожалуй, следует закончить с реверансами. «Смертельная тропа» — фильм завораживающий, пугающий и иногда даже водящий за нос. Но не больше. Как почти у всякого фильма о замкнутом пространстве, здесь под конец сбивается дыхание и вылетают все пыльные козыри. Ожидать от Роксанны Бенжамин, которая до сих пор работала над короткометражками и хоррор-антологиями, выдержанного ритма в дебютной полуторачасовой картине, пожалуй, не совсем справедливо. Пока что ее хватает на отдельные начальные эпизоды, но не на перенос интересного концепта в цельную длинную историю.
При всем этом в «Смертельной тропе» создается ощущение первобытного необъяснимого страха. Такой непостоянный, ломающийся на яркие и не очень куски фильм все же целостен в одном — в скромности и непретенциозности. Можно, конечно, вывернуть эту историю в метафору борьбы с психическими травмами или в драму о преодолении прошлого. Простора здесь хватит на десять новомодных хорроров. Но, кажется, «Смертельная тропа» всего лишь застенчиво говорит о том, что страхи в нашей голове могут быть опаснее всего, что снаружи. Ведь если от медведя иногда можно отбиться — была бы воля к жизни, — то от воображаемого ужаса спастись гораздо труднее. От него не спрятаться даже на самом высоком дереве.
Читайте также: