«Сущность. Семейный кошмар»: горшочек, не убивай

В прокате можно найти хоррор «Сущность. Семейный кошмар» о девушке, вынужденной провести ночь рядом с останками бабушки и раскрыть новые грани своей семьи. Чем интересен фильм от автора завирусившихся «Молочных зубов», рассказывает Полина Николайчук.
«Сущность. Семейный кошмар» / Rosario (2025)
Режиссёр: Фелипе Варгас
Сценарий: Алан Трезза
Оператор: Кармен Кабана
Продюсеры: Брюс Баршоп, Саймон Белтран Эчеверри, Филлип Браун, Винсент Кордеро, Эрианнн Фрайзер, Эмерод Тубия и др.
Во время сильной нью-йоркской бури Розарио (Эмерод Тубиа) получает печальную весть о том, что её бабушка (Констанца Гутьеррез) умерла. Родственники уже много лет не общались, но никого ближе к дому старушки нет, а скорую надо встретить. Машина по снежным заносам никак не может добраться до дома, и молодая женщина начинает исследовать комнаты. Успешную карьеристку, привыкшую к комфорту, ужасает захломлённый вид квартиры пожилого человека, но это не самое страшное, с чем девушке придётся столкнуться до рассвета.
В основе фильма лежит жуткая религия Пало Майомбе, зародившаяся в африканских диаспорах на Кубе. По большей части её обычаи можно было бы перепутать с Вуду, но Пало не просто так считается гораздо страшнее других верований. Для её ритуалов требуются кости недавно умерших людей, поэтому её адепты выкапывают свежие трупы на кладбищах. Да, фильм вполне мог бы задействовать то самое зловещее начало из «Техасской резни бензопилой». Но фильм идёт другим путём.
Авторы «Сущности. Семейного кошмара» в привычной для жанра манере прячут за хоррором драму. После короткометражного фильма «Молочные зубы» Фелипе Варгас снимает жуткий полнометражный фильм, где показывает нарыв в отношениях внутри одной семьи, а заодно и раскрывает глобальную проблему мигрантов и их страхи. Необходимость бежать из родной страны и искать убежища в Америке наносит сильную травму паре. И это буквально отравляет жизнь их дочери.
Драма выглядит довольно просто и знакомо, а в некоторых сценах и вовсе чувствуется переход на нравоучения. Но история действует, и свои мысли создатели Rosario доносят успешно, обращаясь к простым истинам в отношениях с родителями и напоминая, что родные нас любят, даже если зачастую кажется иначе.
Гораздо интереснее для нас то, что социальная драма, однако, не мешает авторам развернуться на поле хоррора. С этой частью фильм справляется отлично, пусть и использует знакомые приёмы. Здесь есть и запущенная кухня, заполонённая личинками и насекомыми, и страшные духи, в образах давно ушедших, и даже десятки рук, торчащих из матраса. Когда прячешься под кроватью, угроза приходит снаружи — есть шанс выбраться с другой стороны. В фильме Варгаса всё немного иначе, и под кроватью чуть ли не страшнее, чем на поверхности.
Самая жуткая часть фильма основана на реальной религии. В основе Пало — поклонение умершим предкам. А в центре их традиционных атрибутов — железные котлы, непременно наполненные землёй, палками (название религии происходит как раз от них) и, как и говорилось ранее, костями умерших людей — особенно черепами.
Зловещий алтарь, найденный за шкафом почившей бабушки, само собой производит ужасное впечатление на Розарио. В маленьких горшочках находятся вещи, принадлежавшие девушке, и она уверена, что бабушка прокляла нерадивую внучку. А зрителей в это время пугают тут и там появляющиеся образы ожившего разложившегося трупа. Умершая женщина давит на совесть девушки, которая даже на похороны родной матери (Диана Лейн) не явилась.
Ключевые героини — женщины трёх поколений. Лишь одна из них, героиня Эмерод Тубии, жива, хотя и сжирает себя изнутри, поддаваясь чувству вины. Остальные — большую часть времени оказываются воплощениями злого духа, пришедшего забрать причитающееся, и они уже «сожраны» временем снаружи. А вот за разрядку обстановки в картине отвечает великий и ужасный Давид Дастмалчян («Полночь с дьяволом»). Его роль второстепенна, если даже не сказать эпизодична, но каждое появление актёра на экране запоминается. Жалкий на вид сосед привносит в ленту юмористическую изюминку и даже удивляет.
«Сущность. Семейный кошмар» оказывается довольно простым, но прокрадывающимся под кожу фильмом с любопытной начинкой из социальных проблем и отношений отцов и детей. При этом на поверхности он переполнен элементами хоррора, присущими традициям жанра в Испании или Мексике. Чистый хоррор, без примесей возвышенности.