«Смерть единорога»: чистое сердце и кровь на копытах

В прокат вышел очередной жанровый релиз от студии А24 с восходящей звездой Дженной Ортегой, рассказывающий про (не самую удачную) охоту на единорога. О том, каким получился микс социальной сатиры и хоррора о монстрах, читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
«Смерть единорога» / Death of a Unicorn (2025)
Режиссёр: Алекс Шарфман
Сценарий: Алекс Шарфман
Оператор: Ларри Фон
Продюсеры: Алекс Шарфман, Ари Астер, Тайлер Кампеллоне, Тим Хэдингтон и др.
Ридли (Дженна Ортега) и её отец Эллиот (Пол Радд) едут по пустынной дороге, вокруг — живописный ландшафт заповедника с нетронутой природой. Неожиданно под колеса автомобиля попадает какое-то крупное животное, и, выйдя из салона, слегка помятые Ридли с Эллиотом обнаруживают, что они сбили… единорога. Босс Эллиота, фармацевтический магнат Оделл Леопольд (Ричард У. Грант) благодаря своей команде учёных обнаруживает, что кровь и рог загадочного животного обладают чудодейственной лечебной силой. Разумеется, у Оделла тут же возникает идея продавать куски единорога всем, кто готов заплатить заоблачную цену за избавление от всех болезней. Но грандиозные бизнес-планы нарушает жестокая реальность: в окрестностях поместья Оделла вскоре объявляются единороги, жаждущие отомстить за убитого сородича.
Режиссёрский дебют Алекса Шарфмана (в начале карьеры он работал с Робертом Эггерсом над «Ведьмой» и продюсировал, например, тягучий триллер о сталкинге «Воскрешение» с Тимом Ротом и Ребеккой Холл) провалился в прокате, собрав не самые восторженные отзывы критиков. Хотя понять сдержанные реакции можно. В «Смерти единорога», при ближайшем рассмотрении, хватает оригинальности, динамики и юмора, чтобы удерживать зрительское внимание почти два часа, но не стоит лишь возлагать на фильм избыточные надежды. Это не блистательно точная и тонкая сатира в духе работ Джордана Пила, но кровавый и весёлый хоррор про чудовищ, в котором экшн явно превалирует над сатирой.
Сюжет фильма вдохновлён не только многочисленными легендами о единорогах, но и знаменитой серией средневековых гобеленов, изображающей сцены охоты на мифического зверя. Сценарий ловко увязывает миф о роге единорога как средстве от всех болезней с критикой современного фармацевтического капитализма. Оделл и его семья в своей необузданной гордыне рвутся заполучить универсальное лекарство, даже если путь к нему лежит по трупам, но единороги, выведенные как таинственная сила природы, кладут конец честолюбивым мечтам. Да, метафора не самая изящная, но достаточно эффектная и неплохо подчёркивающая алчность тех, кто в любой загадке видит лишь источник прибыли. Но с реализацией концепта, к сожалению, то и дело возникают мелкие, хотя очень раздражающие проблемы.
Для начала, сатирический компонент работает через раз, поскольку фильм населён удивительно блеклыми персонажами. Шарфман, надо отдать ему должное, собрал для «Смерти единорога» отличный каст, но не смог толком распорядиться талантом своей актёрской команды. Радд и Ортега не выходят за рамки своих привычных типажей (неуклюжий добряк и отчуждённая девочка-одиночка соответственно), хотя между ними ощущается какая-никакая «химия». В семье Леопольдов тоже задействованы не последние люди. Ричарда У. Гранта жанровые фанаты могут помнить по роли охотника на колдунов из первой части «Чернокнижника» и доктора Сьюарда из копполовского «Дракулы». Его жену играет Теа Леони (вернувшаяся к актёрской карьере впервые почти за 15 лет). А их самовлюбленного сына блестяще сыграл Уилл Поултер (незадачливый турист из «Солнцестояния»), которому достались почти все лучшие шутки, и чья харизма легко перекрывает всех прочих участников истории. Он превосходно играет лицом, разрабатывает дерзкие планы поимки единорогов и курит (да, вы правильно прочли) волшебный рог, чем резко улучшает свои когнитивные способности.
Ещё один — даже более серьёзный — недостаток заключается в том, что Шарфман, по-хорошему, должен был бы побольше поработать над сценарием, чтобы концы с концами в нём плотнее сходились везде, где это необходимо. Хотя в целом сюжет прописан добротно, отдельные сценарные решения вызывают немало вопросов по части здравого смысла. Например, финальное появление единорогов, готовящих ещё одну автокатастрофу, вряд ли поможет выжившим героям в их ситуации. Больше претензий можно предъявить к схематичности некоторых «охотничьих» сцен. При том, что в поисках единорогов участвует довольно много людей, каждого второго убивают за кадром или в сумбурном монтаже.
Зато ключевые персонажи гибнут красиво и смачно. Кого-то казнят на бильярдном столе, кому-то разобьют лицо копытом, а кого-то вообще разорвут на части, вызвав фонтан кровавых брызг. Да и сами единороги оформлены превосходно. Изящные и мощные животные крушат дорогие интерьеры особняка, гоняются за людьми по узким коридорам, и вообще чувствуют себя на охоте как дома. Всё, чего «Смерти единорога» недостает в сатире, Алекс Шарфман восполняет кровопролитием и экшеном.
Так что на остроумный «возвышенный хоррор» здесь рассчитывать не приходится, но свою долю веселья получить вполне возможно. Зарубежные критики и зрители оказались слишком уж суровы к «Смерти единорога»: да, фильм недоработан по части социального комментария, но как динамичный и забавный creature feature работает исправно. Не стоит ждать слишком многого — тогда охота на единорогов вас не разочарует.