«Сверхъестественное. Знаки»: демоны и призраки ещё никого не убивали
Аарон Мурхед и Джастин Бенсон подарили зрителям «Грань времени» и «Паранормальное» и приложили руку к таким проектам, как «Локи», «Сумеречная зона» и «Лунный рыцарь». Эти самобытные любители всего паранормального и необъяснимого вернулись с новой работой, о которой мы уже рассказывали в рамках нашего обзора с ММКФ. Фильм вышел в полноценный прокат и мы не могли не рассказать о нём подробнее. Яна Телова рассказывает, почему это кино непременно заслуживает вашего внимания.
«Сверхъестественное. Знаки» / Something in the Dirt (2022)
Режиссёры: Джастин Бенсон, Аарон Мурхед
Сценарист: Джастин Бенсон
Продюсеры: Джастин Бенсон, Дэвид Лосон мл., Аарон Мурхед,
Пока Джордан Пил, Дэн Берк и Роберт Ольсен размышляют о связи с инопланетным разумом («Нет», «Вторая половинка»), Рандалл Окита изучает, как выжить с помощью современных технологий («Будь моими глазами»), а Зак Креггер рассказывает, почему не стоит вслепую бронировать посуточное жилье в неизвестном районе («Варвар») — Джастин Бенсон и Аарон Мурхед добавляют в кинематографический котёл всего понемножку, с любопытством наблюдая со стороны, как игровое кино плавно мутирует в документальное, превращается в мокьюментари, а затем и вовсе теряет всякую жанровую принадлежность.
В начале (или в конце?) фестивального хита «Сверхъестественное. Знаки» (в оригинале Something in the Dirt) герой Джастина Бенсона просыпается в голой квартире на полу многоквартирного дома близ голливудских холмов (или это и не Калифорния вовсе?). В его спонтанном пробуждении виноват пролетевший всего в нескольких метрах от крыши самолёт, но вскоре к шуму добавляется жуткий перезвон колокольчиков (а может ему это снится?). Выглянув в окно, мужчина обнаруживает, что во дворе сидит незнакомец в белой окровавленной рубашке. Вскоре станет ясно, что неподалёку бушуют пожары, а герой Бенсона — которого, кстати, здесь зовут Ливай — оказался в этой местности, потому что только что продал всё свое имущество и снял первую попавшуюся дешёвую квартиру (или всё-таки выбрал её заранее?). Его новый знакомый — Аарон Мурхед или Джон — модный фотограф, только что завершивший смену на готической свадьбе (или кровь на его рубашке настоящая?).
Будущие несколько дней (или месяцев?) Джон и Ливай проведут здесь, в небольшой полупустой квартирке, где, по их мнению, поселилась таинственная потусторонняя сила (или это просто гравитация?), а всякое зрительское предположение о развитии событий будет опровергнуто и перевёрнуто с ног на голову (или окажется верным?). Желая заработать, герои решат вложиться в единственное, что способно принести миллионы — документальный фильм о сверхъестественном, который оценит Netflix, но, когда отснятые материалы окажутся поврежденными, Ливай и Джон не отступятся от задуманного и примутся за воспроизводство утраченных сцен, сохранив за собой главные роли… самих себя. Вы ещё не сбились с повествования?
Аарон Мурхед признавался, что у фильма есть девять или десять разных истоков и идей его завершения. К некоторым из них имеет отношение примечательный разговор с постоянным сценаристом «Секретных материалов» — знакомство с ним состоялось во время общей работы над эпизодом «Сумеречной зоны». А к некоторым, если верить авторам на слово, — безграничная любовь к Джесси Пинкману и Уолтеру Уайту. Погрузившись в размышления о тайных заговорах и о том, какое место в них занимает мистика, Бенсон и Мурхед пришли к выводу, что их пятому фильму суждено стать ядерной смесью из детектива, иронии и исторических несоответствий. В качестве специи — нераскрытые истории из прошлого, о которых так любят снимать документальное кино на телевидении.
Фильм был снят во время пандемии, но творческий дуэт не раз давал понять, что ограниченность картины одной локацией лишь отчасти связана со временем производства. Они убеждены, что и без разгуливающего по улице смертельного вируса, «Сверхъестественное. Знаки» стало бы возвращением к камерному и малобюджетному кино, которое и привело дуэт к большим контрактам (Бенсон и Мурхед стали режиссерами двух эпизодов «Лунного рыцаря»). Неслучайным стало и использование личных архивных плёнок из детства (совпало с оцифровкой бабушкиного наследства), а также тот факт, что фильм был снят непосредственно в квартире Джастина (за исключением одной комнаты, которая выступила в качестве бумажного склада напоминаний, помогающего распутать стремительно закручивающуюся воронку повествования). За плёнками последовали отсылки к общему любимому автору режиссеров — Алану Муру — и к неоднозначному напоминанию об Айн Рэнд и Сунь-цзы, книги которых тоже окажутся в стенах злополучной квартиры.
Любая попытка разобраться в сложившейся головоломке обречена на провал — чем больше будет задано вопросов, тем больше подозрительных совпадений и шокирующих догадок зритель обнаружит в поведении героев и их окружении. Обычный суккулент начнет плодоносить таинственными фруктами, а знаки на стенах и крышах домов снова и снова будут возвращать к (не)существующей «Геометрии магнетизма» и теории относительности Эйнштейна. «Сверхъестественное. Знаки» — это трёхголовый змей, обладающий сказочной способностью заменять каждую отрубленную голову тремя новыми. Одна раскрытая тайна принесёт несколько новых, а любая следующая лишь усугубит ситуацию.
Так может вместо того, чтобы находить покой в однозначности, стоит просто позволить непостижимому быть? Кто знает, вдруг, в качестве благодарности, оно оставит тебя в живых?