«СПЛИТ»: ЭТО БЫЛ НЕ Я
Новое кино М. Найта Шьямалана внезапно оказалось крайне успешным в прокате США: «Сплит» заработал $136 млн при бюджете в $9 млн. Еще $112 млн добавил международный прокат. Критика, впрочем, не была столь единодушной, четверть профессиональных рецензентов фильм не одобрила. RussoRosso призывает составить свое мнение самостоятельно, но готов предупредить и о слабых сторонах картины.
«Сплит» / Split (2016)
Режиссер: М. Найт Шьямалан
Сценаристы: М. Найт Шьямалан
Оператор: Майк Гиулакис
Продюсеры: Марк Бьенсток, Джейсон Блум, М. Найт Шьямалан
Дистрибьютор в России: Universal Pictures International (в прокате с 16 марта)
Незнакомец (Джеймс МакЭвой) прямо на автопарковке усыпляет и похищает трех школьниц — отец одной из них как раз собрался развозить их по домам после дня рождения. Когда Кейси (Аня Тэйлор-Джой из «Ведьмы», 2015), Клэр (Хейли Лу Ричардсон) и Марсия (Джессика Сула) приходят в себя в маленькой комнатке с «удобствами», но без окон и с запертой дверью и видят лысого мужчину, страдающего гермофобией, девушки, естественно, сначала паникуют, но довольно быстро берут себя в руки и начинают разрабатывать план побега. Самой умной в данной ситуации оказывается Кейси, белая ворона, которую и на праздник-то позвали из жалости. Через флешбэки становится ясно, что у девушки было непростое детство: папа с дядей водили ее в совсем нежном возрасте на охоту и там случилось что-то нехорошее. Пока школьницы думают, как им выбраться, МакЭвой ходит на внеочередные приемы к своему психиатру (Бетти Бакли) в ипостаси жеманного модельера и постепенно вызывает у нее всё бóльшие подозрения: как же так, пациент сам бьет тревогу и шлет на почту сигналы SOS, но во время визита уверяет доктора, что он в полном порядке. Навещая своих прекрасных пленниц, герой перевоплощается: то примерит мини-юбку и туфли на шпильках и почувствует себя женщиной, то станет вдруг девятилетним мальчиком в спортивном костюме, задорно отплясывающим под Канье Уэста. Пришло время сказать главное: если вы вдруг не в курсе, в новом фильме М. Найта Шьямалана МакЭвой играет 23 (на самом деле 24) личности, которые с переменным успехом уживаются в одном теле. Парочка подавляемых личностей вдруг бунтуется и берет контроль над разумом. Теперь они ждут прихода внутреннего Зверя. Когда он явится, девчонкам, видимо, станет совсем плохо.
Основой для сценария послужила история Билли Миллигана, первого человека с множественным расстройством личности, которого на основании его заболевания оправдал американский суд. Он обвинялся в нескольких ограблениях и изнасилованиях, но виновным признали не его, а две личности из 24, сосуществующие в его мозгу. Правая рука не ведала, что творит левая, так что Миллиган был отправлен в психиатрическую лечебницу, где провел десять лет до своего выздоровления. Не самый харизматичный, но безусловно талантливый МакЭвой честно использует весь свой актерский арсенал, но, видимо, чтобы зритель не очень запутался, он изобразил меньше половины из обещанных 23 личностей. При этом в каждом образе он сильно хлопочет лицом и, что называется, лезет из кожи вон. Поневоле задумываешься, насколько ярче бы всё это изобразил Хоакин Феникс, которого изначально звали на главную роль. Ладно, что вышло, то вышло.
Любопытней другое: Шьямалана так часто пародировали и высмеивали за его финальные твисты, что он вдруг решился если не на подвиг, то хотя бы на поступок — в его новом фильме попросту нет такого переворачивающего все с ног на голову финала (неожиданная отсылка к одной из его ранних картин не в счет). Попытка засчитана, но, видимо, твисты и были его сильным местом. Тем обиднее, что многообещающий сюжет с неплохим саспенсом завершается так блекло. Увы, беготня от сорвавшегося с катушек психопата похожа на рядовой слэшер, хоть и с элементами сверхъестественного: по подземным коридорам мчится красна девица, а за ней гонится сопящий монстр. Оживляет все действо разве что операторская работа Майка Гиулакиса («Оно», 2014) да экзотическая внешность Тэйлор-Джой, похожей здесь на готическую Белоснежку. Однако история красавицы, угодившей на цепь к чудовищу, была рассказана куда более увлекательно и оригинально в недавнем «Кловерфилде, 10» (2016). Зато от другой характерной ему черты режиссер избавляться явно не собирается: драматический пафос и морализаторство выдаются им щедро, отнюдь не в гомеопатических дозах. Да мы и так знаем, что детей обижать нельзя. Впрочем, и в этом посыле есть некоторая неоднозначность. Выходит, чтобы выжить, надо пройти через страдание и таким образом очиститься. Очищение болью — в этом скорее больше от Клайва Баркера, чем от М. Найта Шьямалана.