«Субстанция. Идеал»: красота или жизнь
Современное кино продолжает исследовать актуальные проблемы стандартов красоты и самоидентификации. В мае прошлого года зрители увидели провокационную «Субстанцию», высмеивающую погоню за молодостью и идеальным телом. В октябре на экраны вышел фильм «Другой человек», подчёркивающий ценность внутренней красоты. Тему продолжает новозеландский боди-хоррор «Субстанция. Идеал». Алёна Химич рассказывает о ленте, показывающей жестокий мир подростков, где вопросы внешности особенно актуальны.
«Субстанция. Идеал» / Grafted (2024)
Режиссёр: Саша Рейнбоу
Сценарий: Ли Мюррэй, Саша Рейнбоу, Миа Марамара, Хвэйлин О
Оператор: Тэмми Уильямс
Продюсеры: Мюррэй Френсис, Лила Менон, Фрайзер Браун, Марк Фостер, Фил Хант и др.
Главная героиня Вэй, потерявшая отца в результате неудачного испытания инновационной инъекции, переезжает к тёте в Новую Зеландию, надеясь начать новую жизнь и получить образование. Вскоре она сталкивается с травлей со стороны кузины и её подруг, которые высмеивают внешность и национальные особенности девушки. В качестве решения проблемы Вэй предлагает преподавателю университета, который ищет проект для продления финансирования, исследования покойного отца. Получив доступ к лаборатории, она решает завершить опыт, чтобы добиться идеального образа, даже если жертвы будут неизбежны.
Дебютная полнометражная работа Саши Рейнбоу начинается как типичный подростковый хоррор с привычными стереотипами, но быстро разворачивается в более сложную и брутальную историю. «Субстанция. Идеал» как бы выстраивает своеобразный баланс между «Дрянными девчонками» и японским «Гротеском», создавая мир, где розовые коктейльные платья оказываются залиты кровавым дождём, а миловидные лица становятся кожаными аксессуарами главной героини.
Фильм Саши Рейнбоу исключает из сюжета положительных персонажей, демонстрируя лишь негативные стороны героев. Кузина пренебрегает своим происхождением, тётя игнорирует травлю в собственном доме, меркантильный преподаватель крутит роман со студенткой, а сама Вэй впервые пробует вкус крови ещё до начала основных событий. Единственным проблеском света становится обгоревший бездомный, который видит в Вэй красоту и пытается переубедить героиню, но даже его позже коснутся ужасы происходящего.
Grafted впечатляет не только сюжетом, но и убедительной актёрской игрой Джоены Сон. Отлично выраженные отчаяние и безумие, а также феноменальная сила и стойкость, проявленные ради достижения цели, делают образ запоминающимся. Отдельно хочется отметить операторскую работу Тэмми Уильямс, в которой может и не было ничего новаторского, но она отлично помогала создавать напряжение через крупные планы, а на монтаже к ним добавился цветокор, нагнетающий тревогу. Музыкальное сопровождение (композитор — Лаклан Андерсон) и вовсе порой действительно отсылало к «Субстанции» Корали Фаржа.
«Субстанция. Идеал» обманывает ожидания, уводя историю от простого подросткового kill count’а в неожиданные жанровые вариации с актуальным социальным комментарием о том, как далеко готовы зайти эмоционально-нестабильные люди в погоне за идеалами красоты. А заканчивается фильм и вовсе неожиданно для подобного формата фильмов, удовлетворяя запросы истинных фанатов хорроров.