«The Wanting Mare»: За проезд передаем
На VOD состоялся релиз одного из самых ожидаемых киноманской публикой фильмов 2021 года — «The Wanting Mare» Николаса Бейтмана. RussoRosso устами Максима Бугулова рассказывает, каким получилось это «дитя Толкина и Финчера» и так ли легко с ним подружиться.
The Wanting Mare (2020)
Режиссер: Николас Эш Бейтман
Сценарий: Николас Эш Бейтман
Оператор: Дэвид Ло Рос
Продюсеры: Джордан Монахэн, Джош Кларк, Николас Эш Бейтман и др.
В Анмаре, затерявшемся в неопределенном будущем, расположены два города, разделенные морем, но все же крепко связанные друг с другом. На севере застыл в пене прибоя размытый туманом Уитрен. Этот город ощетинивается голубыми лампочками, ангарного вида клубами и умирающими зданиями. Здесь процветает преступность, и здесь же обитают лошади – важный экспортный товар.
На юге стоит брат-антагонист Уитрена – Левитен, город ледяного ветра и вечной зимы. Жителям севера этот суровый край кажется раем, и они готовы на все, чтобы туда попасть. В Левитен идет только один корабль и только один раз в год. Владельцы лошадей могут попытать счастье и выторговать себе место на судне, но гарантирует проезд лишь билет – редчайший товар, регулярно приводящий к кровопролитным сражениям.
Вдохновенный и кажущийся густым лор местной вселенной приютил внутри себя несколько абстрактных идей и кучку персонажей, силящихся воплотить грезы в жизнь в предоставленном сеттинге. Эти надежды изначально несбыточны в силу эфемерной природы The Wanting Mare.
Николас Бейтман сотоварищи (не считая продюсера Шейна Каррута, снятого с должности после обвинений в домашнем насилии) создали хрупкий и по-хорошему загадочный мир, отлично поработали над ракурсами и освещением, скрупулезно и методично подгоняли CGI, чтобы Уитрен выглядел реальным. Им удалось вдохнуть сновидческую атмосферу фэнтези в складские помещения Джерси, вогнать в одну упряжь мистическое и болезненно-реальное.
К сожалению, затраченные усилия не находят никакого отклика, даже кругов на воде не остается.
The Wanting Mare откусил много больше, чем в состоянии проглотить: незаезженный лор и обтекаемая атмосфера не могут заглушить кричащую пустоту, в которую не вложили драматургию. Здесь есть идеи, агонизирующие (по умолчанию) персонажи и длинные линии диалогов, но попытка выстроить эти элементы в повествование ни к чему не приводит. Из-за этого работу Бейтмана кидает во все стороны света. Вот тут – пригоршня текста, призванная дать зрителю фундамент, позволяющий отличить Уитрен от условного Скайрима. Затем вклинивается закадровый текст, прихотливый монтаж, знакомство с персонажами, грубо обрывающееся надписью «34 года спустя». Разумеется, за это время не произошло ничего важного. Новые персонажи, новое знакомство, новая надпись «год спустя», и в течение этих 365 дней тоже не происходит ничего важного. Потому что здесь есть лишь недозревшие идеи и симпатичные образы, но их место – в инкубаторе, а не на экране.
Скромный хронометраж в 89 минут тянется вечно. На титрах проступают слезы: не верится, что The Wanting Mare действительно кончился. Опять-таки, голый фасад идей приходится прикрывать жонглированием кадров, общими планами, насильственным погружением в саундтрек Аарона Бадрикса, необходимым порой лишь для аккумулирования лишних минут.
Но даже это, в сущности, пустяки. Бейтман далеко не первый постановщик, пытающийся выдать своего коротыша за полный метр (привет Джону Красински). Проблема в том, что The Wanting Mare – не кинофильм. Поэма, хайку, визуализированная баллада, арендованный склад с наставленными друг на друга задумками – что угодно, но не фильм. И даже не барахтанье в чужой ванночке с метафорами и редкими гвоздями символизма – нет, подобный упрек годится для какого-нибудь «Ночного калейдоскопа» Гранта Макфи, делающего вид, что он уже смешарик полнометражка.
При желании, можно притвориться, что The Wanting Mare – редкий экспириенс, будущее – уже наступило, а надежды и мечты годятся только в качестве материала для волнорезов. Отсутствие такого желания еще более естественно: персонажи свои билеты прожигают, так чем мы хуже?