«Жестокая ночь»: театр одного Санты

«Жестокая ночь»: театр одного Санты

Недавно мы писали про «Кровавое рождество» с роботом-убийцей в образе символа Рождества, сегодня рассказываем про Санту-защитника, безжалостно уничтожающего преступников, которые посмели оказаться на его пути. Анна Романюк рассказывает о фильме, покорившем зарубежный прокат, и Дэвиде Харборе в роли бородатого (и жестокого, но справедливого) спасителя. 


«Жестокая ночь» / Violent Night (2022)

Режиссёр: Томми Виркола
Сценарий: Патрик Кейси, Джош Миллер
Оператор: Мэттью Уэйстон
Продюсеры: Гай Данелла, Дэвид Литч


Бесконечный конвейер цветных фигурок, присыпанных искусственным снегом, отдаёт забродившей тоской с нотками усталости. Когда чуть ли не все праздничные атрибуты стали товарным знаком, а рождественские песни слышны уже в ноябре, сдерживать раздражение и верить в пресловутую сказку не просто. Праздничное кино, эволюционировавшее в самый ленивый жанр, тоже помогает через раз. В огромных пачках сезонных релизов год от года всё сложнее найти что-то не манипулятивное и достойное пересмотра. Поэтому любой намёк на историю без перегретой патоки и безыскусной резьбы по ностальгии гарантированно привлекают внимание. В этом декабре и вовсе выяснилось, что разрешить народному любимцу с пивным брюшком буквально выпотрошить дух Рождества — самая верная стратегия. Повышенный интерес к Violent Night с Дэвид Харбором в роли Санты стал очевиден уже после первого трейлера, и со 2 декабря фильм не вылетает из топ-5 в домашнем прокате.

Выгоревший Санта с перегаром снова садится в упряжку, чтобы развозить детям видеоигры и сертификаты для маркетплейсов. Его опыт в этом деле обратно пропорционален энтузиазму.  Поэтому неустойчивый Санта не упускает возможности скрасить свою смену, скажем, коллекционным алкоголем из хозяйской коллекции у камина. Последний бокал стал лишним и сыграл с ним злую шутку: он не только попался на глаза смертным, но ещё и застрял не в том месте не в то время.

В соседней комнате три поколения неприлично богатой и по-маппетовски карикатурной семьи Лайтстоунов оказались в ситуации, куда более неприятной, чем приправленный фальшью праздничный ужин. Парад пассивно-агрессивных любезностей прерывает банда грабителей во главе со «Скруджем» (Джон Легуизамо). Улизнуть с игрушечной рацией в руках удаётся только маленькой Труди (Лия Брэди). Спрятавшись на чердаке, она со свойственным разве что восьмилеткам упорством вызывает Санту и просит усмирить «эльфов» с автоматами.

Томми Виркола и Дэвид Харбор заставили зрителей не столько переживать за заложников, сколько болеть за бородача с молотом. Харизма Санты в викинг-режиме локомотивом вытягивает сугубо формальный сюжет, да и к постановке боевых сцен 87North Productions («Никто») относятся ответственно. Пасторальная обстановка никого не смущаtт, брызги крови в свете гирлянд выглядят совсем по-взрослому, а щепотка волшебства придаёт даже каминному дымоходу убийственный потенциал. Не обошлось без вездесущих отсылок к рождественским хитам 90-х (это ваш шанс увидеть, как выглядели бы натуралистичные ловушки Кевина Маккалистера), но вписаны они на редкость органично.

Нет смысла делать вид, что Violent Night принципиально отличается от небрежно нашинкованных рождественских комедий, отправляющихся в небытие сразу после окончания сезона. Вот холодная хозяйка особняка, уделяющая больше времени бизнес-созвонам, тут её двуличная дочь со своим бесполезным мужем-актёром, в углу кривляется внук-инфлюенсер, а грабители просто очень жадные и немного туповатые. Другая половина семейства, родители Труди, предсказуемо симпатичнее, но немного объёмнее. Фильм не пародирует, а именно что беспардонно эксплуатирует шаблоны с поправкой на свежие триггеры и R-рейтинг. На таком фоне Санта-пропойца, ради которого на самом деле всё и затевалось, смотрится только выигрышнее. Проблемы начинаются тогда, когда наступает затишье между драками.

Violent Night лукавит, прикидываясь альтернативой лощёным ромкомам и семейному контенту. Несомненно, его сложно рекомендовать как ладное застольное зрелище, но и для добротной черной комедии он слишком компромиссный. Окровавленные ошмётки здесь разлетаются под дословное повторение прописных истин, пусть и вперемешку с ругательствами. Счастливый финал ощущается необходимой формальностью, и через осколки ёлочных игрушек и чужих костей просвечивается слой раскрашенного под карамель пластика. Это не обязательно плохо, но давно уже не так весело.

Отчасти шарм Violent Night держится на честном хвойном каркасе, но основную работу на себя взял Дэвид Харбор: не факт, что с другим актёром фильм стал бы таким же успешным в прокате. Потратить пару часов на его злоключения — всё ещё абсолютно легитимная причина для просмотра, но если у вас были другие ожидания, их лучше законсервировать – возможно, повезёт в следующем сезоне.

Share on VK
Анна Романюк

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
WordPress: 11.95MB | MySQL:105 | 1,066sec