«Раненый оленёнок»: древнегреческая трагедия в обрамлении нео-джалло
«Раненый оленёнок» – фильм настолько завораживающий и восхищающий любителей ужасов, что на RussoRosso выстроилась очередь за рецензией. Честь описать свои впечатления досталась Наташе Анопе. Чем так цепляет эта картина, читайте в её тексте.
Раненый оленёнок / A Wounded Fawn (2022)
Режиссёр: Трэвис Стивенс
Сценарий: Нэйтан Фодри, Трэвис Стивенс
Оператор: Ксюша Джененфелд
Продюсеры: Джо Барбагалло, Лоуренс Гендрон, Трэвис Стивенс
Занавес открывается, выпускайте пантеон!
Логово маньяка разевает пасть не у порога уютного дома в лесу, в котором льются вино и приглушенный свет. Мередит ступает туда ещё раньше, пленённая мягким голосом и ласковым взглядом привлекательного полунезнакомца.
Зритель или грустно вздохнёт, или потрёт ладони в предвкушении, ведь режиссёр Трэвис Стивенс («Жена Джейкоба», «Проклятый дом 2») снял маску с главного героя еще в первом акте. Брюс (Джош Рубен) полон темных тайн и одержимостей. В дверном проёме несколько раз появится то ли его альтер эго, то ли демон-поводырь с ликом совы, напоминающим «Водолея» Микеле Соави. Красный неон предрекает не только кровопролитие, но и сюрреалистический флёр, постепенно окутывающий фильм.
Брюсу известна участь Мередит, и потому он оттягивает удовольствие, ведь спешить некуда: в глухом лесу никто не услышит криков и не почует кровь. Но герой ошибается: лес глух, но не пуст. По поверхностям стёкол скользят видения, в полупустых комнатах слышатся потусторонние голоса, а маска словно примагничивается к лицу Мередит еще до начала дикой охоты.
В доме на видном месте стоит отнятая силой скульптура «Гнев Эриний», которая не столько предрекает сюжет, сколько обозначает вектор трагедии: герои – не те, кем кажутся. Они обречены, но не на смерть, и скоро станут еще несчастнее. Вписанный в мифологию сюжет переливается всеми оттенками крови – от застарелой до только-только пролившейся. К середине игры всех жертв, палачей, кошек и мышек захватывает алый вихрь, который перестраивает полностью игровое поле и меняет игроков местами.
Зрителю, очарованному ретро-эстетикой 16-мм кинопленки и стилизацией под хорроры 70-х, предстоит угнаться за богинями в поисках возмездия. Трэвис Стивенс, к счастью, не пошел самым простым путём, просто переложив фрагмент мифа на хрупкую реальность. Он дал каждому персонажу предысторию – будь то беззаботные разговоры с подругами или предсмертный допрос вора, насильника и убийцы.
«Раненый оленёнок» почти сразу же обретает свой индивидуальный шарм за счет вкрапления комедийных элементов и харизмы главных героев – за каждым оттенком мимики Сары Линд и дружелюбным оскалом Джоша Рубена хочется следить, не отрываясь. А психоделический кукольный спектакль поставлен не без заслуги художников-сюрреалистов.
Фильм открывается цитатой художницы и писательницы Леоноры Каррингтон:
И я вдруг поняла, что я смертна и уязвима, и могу быть уничтожена
а Стивенс признается, что помимо картин Каррингтон, источником вдохновения для него также послужило творчество Доротеи Таннинг, Марины Абрамович и Даниеля Вурцеля.
Художественные отсылки становятся финальным штрихом, за счёт которого «Раненый оленёнок» обретает своё очарование: месть не только сладка, но и весела, а пролитая кровь лучше всего смотрится на разорванной белой тунике.