«Хищник: Планета смерти»: если с другом вышел в путь

«Хищник: Планета смерти»: если с другом вышел в путь


ХАРАМ

В мировом прокате идёт «Хищник: Планета смерти» Дэна Трахтенберга. Новую главу саги о космическом охотнике уже успели окрестить лучшей частью франшизы со времён оригинальной ленты 1987 года. О том, каким получился фильм, рассказывает Кирилл Артамонов.


«Хищник: Планета смерти» / Predator: Badlands (2025)

Режиссёр: Дэн Трахтенберг
Сценарий: Патрик Эйсон, Дэн Трахтемберг, Джим Томас, Джон Томас
Оператор: Джефф Каттер
Продюсеры: Джон Дэвис, Брент О’Коннор, Бен Розенблатт, Марк Тоберофф, Ричард Кауэн, Лоуренс Гордон, Стефан Грубе


Юный представитель расы яутжа — на Земле известной как Хищники — Дек (Димитриус Коломатанги) пока ещё не стал кровожадным охотником. Из-за скромных размеров и недостаточно свирепого нрава он считается позором клана, а собственный отец собирается его самостоятельно казнить. Однако за Дека вступается старший брат Квей, за что сам погибает от меча родителя. Чтобы почтить память брата и доказать свою состоятельность как охотника, Дек отправляется на смертоносную планету Генна, где обитает Калиск — одна из самых жестоких форм жизни, которую практически невозможно убить. Юный яутжа решительно настроен принести отцу в качестве трофея голову чудовища, а после отомстить ему за смерть брата. На планете Дек знакомится с безногим синтетиком Тией (Эль Фаннинг). Андроид обещает привести охотника в логово монстра, если тот поможет ей добраться до потерянной части тела. Взвалив Тию на спину, Дек отправляется в опасное путешествие за трофеем, даже не подозревая, что главную опасность на планете представляет далеко не Калиск.

Дебют космического охотника с жуткими мандибулами на больших экранах состоялся в 1987 году. Оригинальный фильм с Арнольдом Шварценеггером стал кассовым хитом, удостоился номинации на премию «Оскар» и до сих пор считается эталонным научно-фантастическим блокбастером. Однако после успеха «Хищника» франшизу ждало крутое пике. Последующие продолжения из зрелищного сай-фай хоррора трансформировались в неудачный криминальный триллер («Хищник 2»), унылый самоповтор («Хищники») и разгильдяйский экшен-фильм («Хищник» 2018). Не помогли саге даже кроссоверы с Ксеноморфом («Чужой против Хищника»), вышедшие аккурат после «Фредди против Джейсона». Повторить успех фильма о противостоянии злодеев культовых слэшеров у космо-монстров не вышло. Дилогия была признана худшей точкой в истории обеих франшиз и спешно вычеркнута из канона.

Полноценное возвращение Хищника произошло в 2022 году. Амбициозный хоррормейкер и огромный фанат серии Дэн ТрахтенбергКловерфилд, 10») снял приквел «Добыча». Жестокий и динамичный блокбастер продемонстрировал, что за десятилетия, проведённые на экране, космо-охотник до сих пор не показал свой потенциал в полной мере. Решение перенести действие в XVIII век и сделать протагонистом желающую стать охотницей девушку из племени команчей оказалось удачным. На этом эксперименты внутри франшизы не закончились. В 2025 году Трахтенберг успел отметиться ещё и первым анимационным фильмом в истории серии: «Хищник: Убийца убийц». Однако в «Планете смерти» режиссёр заходит ещё дальше, предлагая новый взгляд на хорошо знакомого монстра.

Симптоматично, что премьера нового «Хищника» состоялась одновременно с релизом «Франкенштейна» на Netflix. Как и Гильермо дель Торо, Трахтенберг проникается огромным состраданием к чудовищу. Если раньше Хищники представали безжалостными машинами для убийств, то Дек оказывается фигурой глубоко трагичной. Ему не чуждо чувство юмора — хоть и довольно специфического, — а за желанием одолеть самого могущественного обитателя смертоносной планеты скрывается невыносимая скорбь по погибшему брату. Впервые в истории франшизы Хищников наделяют субъектностью и агентностью. Как и мексиканский маэстро, режиссёр предлагает пристальнее всмотреться в соседа, которого мы годами принимали за само воплощение зла, и попытаться разглядеть там нотки человечности и сострадания.

Постановщик подошёл к созданию нового фильма с обсессивной дотошностью. Специально для «Планеты смерти» были полностью придуманы письменность и устный язык яутжа. За их создание отвечал лингвист Пол Р. Фроммер — создатель языка на’ви для «Аватара». С медиафраншизой Джеймса Кэмерона нового «Хищника» роднят и причудливые обитатели планет. Как и Пандора, Генна населена удивительными созданиями. По небу летают монстры, похожие на икранов, а по земле бегают существа, смахивающие на закру. Однако сама Генна больше напоминает планету Веста из анимационного сериала «Царство падальщиков» — такое же неприветливое ко всем чужакам место. Яутже приходится противостоять не только представителям жестокой фауны — взрывающиеся гусеницы, желающие тебя сожрать, лунные жуки, Калиск, — но и флоры. Планета встречает Дека цветочным полем с ядовитыми иглами и огромной областью с острой, как бритва, травой, через которую невозможно пройти. Трахтенберг не только наделяет Хищника агентностью, но и впервые помещает его самого в позицию добычи.

Главным же противником Дека становится вовсе не могущественный монстр и не суровая окружающая среда смертоносной планеты. Тия — собственность корпорации «Вейланд-Ютани». Вместе с другими андроидами она была отправлена в экспедицию на Генну ради ДНК Калиска. «Вейланд-Ютани» — организация, хорошо известная всем поклонникам франшизы «Чужой». За всю историю космо-саги от рук компании погибло в разы больше людей, чем от когтей ксеноморфа. Поэтому новообразовавшемуся дуэту придётся вместе противостоять не только обитателям Генны, но и жестокой корпорации. Однако не стоит поддаваться сомнениям из-за неожиданной дружбы Дека и Теи (фанаты помнят, что яутжа уже объединялись с людьми в «Чужой против Хищника»). Новый «Хищник» не утратил индивидуальности и особенностей франшизы. Перед зрителями вновь разворачивается жестокий танец смерти. Конечности летят во все стороны экрана, а разноцветная кровь монстров и андроидов проливается литрами.

«Хищник: Планета смерти» продолжает совершенствовать мифологию яутжа, на протяжении трёх десятилетий топтавшуюся на месте. Помимо развития знакомой вселенной, Трахтенберг привнёс в сагу и необходимый драматургический объём. В «Добыче» поднимались важные темы — эмансипация в глубоко укоренившемся патриархальном обществе и нечеловеческая жестокость белых колонизаторов в отношении коренного населения. В «Планете смерти» же постановщик и вовсе отказывается лепить из Хищника очередного монстра на потеху публике. Мир Трахтенберга — это уже не только суровое поле боя, в котором космо-охотник упражняется в изящном душегубстве, но ещё и мир радикального гуманизма.

Share on VK
Кирилл Артамонов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВАЯ ВЕДЬМА. ДОЛИНА ДЬЯВОЛА
WordPress: 11.96MB | MySQL:107 | 1,194sec